Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 27.11.2001 N 2481 Банк России, исполняя функции, свойственные органам государственной власти и управления, и обладая нормотворческими полномочиями, имеет право на осуществление коммерческой деятельности, в связи с чем не является органом государственной власти и обязан уплачивать земельный налог согласно нормам Закона РФ “О плате за землю“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 27 ноября 2001 года Дело N 2481

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Ветошкиной О.В., судей Закордонской Е.П., Почечуева И.П., с участием от Банка России Алексеевой А.А. (доверенность от 26.09.01), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.01 по делу N 2481 (судьи Карамышева Л.П., Можегова Н.А., Мялкина А.В.),

УСТАНОВИЛ:

Банк России в лице его Главного управления по Калининградской области обратился в Арбитражный суд Калининградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда (далее - инспекция по налогам и сборам) от 17.11.2000 N 372, которым Главное управление Банка России по Калининградской области привлечено к налоговой ответственности в виде штрафа за неуплату земельного налога и ему начислены земельный налог и пени.

Решением от 02.07.01 оспариваемый акт налогового органа признан недействительным в части взыскания налоговых санкций, поскольку к ответственности привлечено структурное подразделение, не обладающее правовым статусом юридического лица. В остальной части иска суд отказал, признав правомерным начисление банку недоимки по земельному налогу и пеней.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.09.01 решение отменено в части отказа в иске. Решение инспекции по налогам и сборам от 17.11.2000 N 372 признано недействительным в полном объеме на том основании, что Банк России не является плательщиком земельного налога.

В кассационной жалобе инспекция по налогам и сборам просит отменить постановление апелляционной инстанции и оставить в силе решение арбитражного суда от 02.07.01, считая, что суд неправильно определил статус Банка России как органа государственной власти.

Инспекция по налогам и сборам о времени и месте слушания дела извещена, однако ее представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в их отсутствие.

В судебном заседании представитель Банка России просил оставить обжалуемый судебный акт без изменения, указывая на его законность и обоснованность.

Законность постановления суда апелляционной инстанции от 05.09.01 проверена в кассационном порядке.

Правовой статус Банка России определен Федеральным законом Российской Федерации “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)“ (далее - Закон о Банке России), которым установлено, что “Банк России и его учреждения освобождаются от уплаты всех налогов, сборов, пошлин
и других платежей на территории Российской Федерации в соответствии с законодательными актами Российской Федерации о налогах“ (статья 26). Приведенная норма не содержит прямого и непосредственного указания на то, что Банк России освобождается от налога. Напротив, этой нормой установлено, что порядок освобождения Банка России от налогов предусматривается законодательными актами о налогах. Таким образом, основанием для освобождения Банка России от уплаты земельного налога может быть только Закон Российской Федерации “О плате за землю“ (далее - Закон о плате за землю), поскольку именно этим законом регулируются вопросы предоставления льгот по земельному налогу.

Пунктом 14 статьи 12 Закона о плате за землю от уплаты земельного налога полностью освобождаются земли, предоставляемые для обеспечения деятельности органов государственной власти и управления. Полагая, что Банк России является органом государственной власти, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что банк освобожден от уплаты земельного налога.

Применение льготы, установленной пунктом 14 статьи 12 Закона о плате за землю, прежде всего влечет необходимость выявления качественных признаков как субъекта, а затем и объекта налогообложения.

Изучение норм, устанавливающих правовое положение Банка России, определенное его статусом, функциями, полномочиями, а также принципами его организации и деятельности, показывает, что это положение по некоторым признакам действительно соответствует статусу государственного органа власти. Такой вывод следует из статьи 75 Конституции Российской Федерации и Закона о Банке России, согласно которым Банк России независимо от других органов власти осуществляет национальную денежную политику, государственное валютное и банковское регулирование и лицензирование, регулирование организации расчетных систем в Российской Федерации, обладает нормотворческими и надзорными полномочиями и т.п. Перечисленные признаки свидетельствуют, что в определенных законом случаях Банк России
осуществляет функции, свойственные органам государственной власти и управления. Однако только наличие таких качественных признаков не относит Банк России к органам государственной власти и управления.

В соответствии со статьей 10 Конституции Российской Федерации государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Ни Конституция Российской Федерации, ни Закон о Банке России не называют Банк России органом государственной власти или государственного управления. Статьями 94, 95, 110 Конституции Российской Федерации определены органы законодательной и исполнительной власти, в составе которых Банк России не назван. Противоречивость правового положения вызвана его правом на коммерческую деятельность. Следовательно, Банк России не является органом государственной власти Российской Федерации. Иное толкование конституционно-правового положения Банка России является расширительным. Следует отметить, что в постановлении Конституционного Суда Российской Федерации от 03.07.2001 N 010-П, на которое сослалась апелляционная инстанция в подтверждение своего вывода о том, что Банк России является органом государственной власти, отсутствует толкование правовых норм, определяющих правовое положение банка. Вывод касается только одной из сторон деятельности банка, связанной с выполнением государственного контроля и регулирования, которой дана правовая оценка в рамках конкретного рассмотренного Конституционным Судом Российской Федерации дела.

В связи с изложенным кассационная инстанция считает неправильным вывод суда апелляционной инстанции, что на Банк России как на орган государственной власти распространяется льгота, установленная пунктом 14 статьи 12 Закона о плате за землю.

Вместе с тем постановление апелляционной инстанции от 17.11.2000 не подлежит отмене. По результатам выездной налоговой проверки, отраженным в акте от 10.10.2000, руководителем инспекции по налогам и сборам принято решение о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения. Указанным решением
к ответственности привлечен не Банк России, а Главное управление Центрального банка Российской Федерации по Калининградской области, которое является территориальным учреждением Банка России и в силу статьи 84 Закона о Банке России не обладает статусом юридического лица. Требование об уплате земельного налога и пеней также не было направлено в адрес юридического лица. Такие действия инспекции по налогам и сборам противоречат статьям 11, 19, 107 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым решение по результатам налоговой проверки принимается в отношении юридического лица. Следовательно, решение инспекции по налогам и сборам от 17.11.2000 противоречит нормам Налогового кодекса Российской Федерации, что влечет его недействительность.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьей 174 и пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Калининградской области от 05.09.01 по делу N 2481 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Центральному району города Калининграда - без удовлетворения.

Председательствующий

ВЕТОШКИНА О.В.

Судьи

ЗАКОРДОНСКАЯ Е.П.

ПОЧЕЧУЕВ И.П.