Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 22.11.2001 N А56-20713/01 Поскольку ответчик как структурное подразделение администрации муниципального образования не наделен полномочиями непосредственно от своего имени осуществлять регистрацию актов гражданского состояния, он не может нести ответственность за нарушение сроков представления в налоговый орган сведений о фактах смерти физических лиц.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 22 ноября 2001 года Дело N А56-20713/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Комарова А.Н., судей Абакумовой И.Д. и Ломакина С.А., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области Лаптевой В.Э. (доверенность от 26.06.2001 N 10432), от окружной администрации г. Каменогорска Выборгского района Ленинградской области Шабанова С.С. (доверенность от 14.11.2001 N 622), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2001 по делу N А56-20713/01
(судья Шульга Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к окружной администрации г. Каменогорска Выборгского района Ленинградской области (далее - окружная администрация) о взыскании на основании пункта 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации 15000 руб. штрафа за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации фактов смерти физических лиц.

Решением арбитражного суда от 28.08.2001 в иске отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить решение суда и принять новое, указывая на неправильное применение судом нормы материального права - пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании представитель налоговой инспекции поддержал доводы кассационной жалобы и пояснил, что в настоящее время окружная администрация, несмотря на отсутствие законных полномочий, осуществляет регистрацию не только фактов смерти, но и всех актов гражданского состояния. Представитель ответчика подтвердил данное обстоятельство и указал на то, что окружная администрация действительно производит регистрацию актов гражданского состояния, не имея на то полномочий. Ответчик вынужден действовать подобным образом, поскольку полномочия по регистрации актов гражданского состояния законом были изъяты из компетенции окружной администрации, однако вопрос о том, какой орган должен производить регистрацию актов гражданского состояния лиц, проживающих на территории муниципального образования Выборгский район Ленинградской области, в настоящее время Ф.И.О. не разрешен.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, окружной администрацией 01.02.2001 и 02.02.2001 зарегистрированы факты смерти физических лиц и выданы соответствующие свидетельства о смерти.

Сведения
о регистрации смерти физических лиц представлены ответчиком в налоговую инспекцию 15.02.2001.

Налоговой инспекцией проведена проверка своевременности представления окружной администрацией сведений о регистрации актов гражданского состояния, по результатам которой составлен акт от 18.04.2001 N 99.

На основании данного акта налоговой инспекцией 16.05.2001 вынесено решение N 14-23/7636 о привлечении окружной администрации в соответствии с пунктом 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации к налоговой ответственности за нарушение положений пункта 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации - несоблюдение срока сообщения о регистрации факта смерти физических лиц - в виде взыскания штрафа в размере 15000 руб. В решении окружной администрации предложено уплатить штраф в срок до 04.06.2001.

Штрафные санкции ответчиком добровольно не уплачены, что и послужило основанием для предъявления настоящего иска.

Отказывая в иске, суд первой инстанции обоснованно исходил из того, что окружная администрация не наделена полномочиями по государственной регистрации актов гражданского состояния и в связи с этим оснований для привлечения ее к ответственности за несвоевременное представление сведений о регистрации актов гражданского состояния у налогового органа не имелось.

Согласно пункту 3 статьи 85 Налогового кодекса Российской Федерации органы, осуществляющие регистрацию актов гражданского состояния физических лиц, обязаны сообщать соответственно о фактах регистрации либо о фактах рождения и смерти физических лиц в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней после регистрации указанных лиц или фактов.

В соответствии с пунктом 1 статьи 4 Федерального закона “Об актах гражданского состояния“ от 15.11.97 N 143-ФЗ государственная регистрация актов гражданского состояния производится органами записи актов гражданского состояния, образованными органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Вопросы образования и деятельности органов записи актов гражданского
состояния на территориях субъектов Российской Федерации решаются субъектами Российской Федерации самостоятельно на основании названного федерального закона.

Пунктом 4 статьи 4 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ от 28.08.95 N 154-ФЗ установлено, что наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется только федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств.

Законом Ленинградской области от 31.12.99 N 65-ОЗ “О внесении изменений и дополнений в отдельные областные законы о наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Ленинградской области отдельными полномочиями Ленинградской области“ внесены изменения в статью 2 Закона Ленинградской области от 11.05.99 N 33-ОЗ “О наделении органов местного самоуправления муниципального образования Выборгский район отдельными полномочиями Ленинградской области“ и из делегированных ранее полномочий администраций поселков и волостей муниципального образования Выборгский район исключена государственная регистрация актов гражданского состояния. При этом названным нормативным актом администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области переданы бессрочные полномочия по обеспечению деятельности отдела записи актов гражданского состояния в соответствии с действующим законодательством, что не дает ей права на регистрацию актов гражданского состояния.

В соответствии с Положением об окружной администрации г. Каменогорска (л.д. 19 - 23) окружная администрация является территориальным структурным подразделением администрации муниципального образования Выборгский район Ленинградской области. При этом какие-либо сведения об осуществлении окружной администрацией регистрации актов гражданского состояния в Положении об окружной администрации г. Каменогорска отсутствуют.

Таким образом, вывод суда о том, что ответчик как структурное подразделение администрации муниципального образования не наделен полномочиями непосредственно от своего имени осуществлять регистрацию актов гражданского состояния и, следовательно, не может нести ответственность за нарушение сроков представления в
налоговый орган сведений о фактах смерти физических лиц, является обоснованным.

Кроме того, заявляя требования о взыскании с ответчика налоговых санкций, предусмотренных пунктом 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации, налоговая инспекция не представила в суд доказательств того, что несвоевременное извещение о регистрации актов гражданского состояния ответчик допустил повторно в течение календарного года. В материалах дела отсутствуют решение налоговой инспекции о привлечении окружной администрации к налоговой ответственности за ранее допущенные аналогичные правонарушения. При таких обстоятельствах квалификация налоговой инспекцией действий ответчика по пункту 2 статьи 129-1 Налогового кодекса Российской Федерации является необоснованной.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 28.08.2001 по делу N А56-20713/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Выборгскому району Ленинградской области - без удовлетворения.

Председательствующий

КОМАРОВ А.Н.

Судьи

АБАКУМОВА И.Д.

ЛОМАКИН С.А.