Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 21.11.2001 N А26-3534/01-02-04/175 Поскольку налоговая инспекция рассчитала подлежащую уплате в бюджет предпринимателем сумму недоимки по единому налогу на вмененный доход в соответствии со статьей регионального закона об указанном налоге, признанной в спорный период времени неконституционной, суд правомерно отказал инспекции в иске о взыскании недоимки.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 21 ноября 2001 года Дело N А26-3534/01-02-04/175

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Корпусовой О.А., судей Пастуховой М.В. и Троицкой Н.В., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия на решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.01 по делу N А26-3534/01-02-04/175 (судья Морозова Н.А.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Карелия с иском к предпринимателю Ф.И.О. о взыскании 7823 руб. 55 коп. недоимки и пеней по единому налогу
на вмененный доход за 4-й квартал 2000 года.

Решением от 20.08.01 в иске отказано.

В решении суд указал, что расчет налога, подлежащего взысканию с предпринимателя, не подтвержден законом, отсутствуют правовые основания для его взыскания (в части определения его размера), а также сделал вывод о том, что в 4-м квартале 2000 года налог не был установлен в порядке, определенном статьей 17 Налогового кодекса Российской Федерации.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе налоговая инспекция, ссылаясь на нарушение судом норм материального права, просит отменить решение и удовлетворить иск. По мнению налоговой инспекции, на основании пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации и положений Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ предприниматель Уханова В.В. была обязана перечислить в бюджет недоимку по единому налогу на вмененный доход, поскольку постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 положения статьи 20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ признаны неконституционными лишь в той мере, в которой ею не установлены значения иных видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных Федеральным законом от 31.07.98 “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“. Кроме того, податель жалобы полагает, что ответчиком не представлены доказательства того, что не установленные Законом Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ коэффициенты в случае их наличия могли повлиять на размер уплачиваемого им налога.

Налоговая инспекция и индивидуальный предприниматель Уханова В.В. о времени и месте рассмотрения кассационной
жалобы извещены надлежащим образом, однако их представители в судебное заседание не явились, в связи с чем дело рассмотрено в отсутствие истца и ответчика.

Проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, кассационная инстанция не находит оснований для отмены принятого по делу решения.

Согласно статье 1 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности устанавливается и вводится в действие нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и обязателен к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации. Нормативными правовыми актами законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации определяются, в том числе:

- сферы предпринимательской деятельности;

- размер вмененного дохода и составляющие формул расчета сумм единого налога;

- налоговые льготы;

- порядок и сроки уплаты единого налога.

Как следует из статьи 4 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ, объектом обложения единым налогом является вмененный доход на очередной календарный месяц. Ставка налога установлена в размере 20 процентов вмененного дохода (статья 5 закона).

Федеральным законом также предусмотрено, что суммы единого налога рассчитываются с учетом ставки, значения базовой доходности, числа физических показателей, влияющих на результаты предпринимательской деятельности, а также приведенного в пункте 2 его статьи 5 перечня пятнадцати повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности.

Согласно статье 6 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ порядок исчисления единого налога определяется нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральным законом и на основе формул расчета сумм единого налога для всех категорий налогоплательщиков, установленных статьей 5 этого закона.

Статья
20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“, которой введены только пять видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности вместо пятнадцати, установленных Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ, постановлением Конституционного Суда Республики Карелия от 21.07.2000 признана не соответствующей Конституции Республики Карелия, ее статьям 2, 4, 12, 41, 42 в той мере, в которой ею не установлены значения иных десяти видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности, предусмотренных пунктом 2 статьи 5 Федерального закона от 31.07.98 N 148-ФЗ. Этим же постановлением Конституционного Суда Республики Карелия законодательному органу Республики Карелия предложено в трехмесячный срок привести положения статьи 20 Закона Республики Карелия “О республиканских налогах (ставках налогов) и сборах на территории Республики Карелия“ в соответствие с Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ в части установления всех предусмотренных Федеральным законом от 31.07.98 N 148-ФЗ видов повышающих (понижающих) коэффициентов базовой доходности и определить их значение.

В связи с тем, что взыскиваемая по иску налоговой инспекцией сумма недоимки и пеней по единому налогу (7823 руб. 55 коп.) рассчитана истцом в соответствии со статьей 20 Закона Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК, признанной не соответствующей Конституции Республики Карелия, то есть величина подлежащего уплате в бюджет налога определена неправильно, суд первой инстанции правомерно отказал налоговой инспекции в иске.

Согласно положениям статьи 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, если определены налогоплательщики и элементы налогообложения, в том числе объект, налоговая база, налоговый период, налоговая ставка, порядок исчисления налога, порядок и сроки его уплаты. Поскольку Законом Республики Карелия
от 28.12.99 N 384-ЗРК установлены только пять из пятнадцати коэффициентов базовой доходности, непосредственно влияющих на величину налоговой базы и сумму налога, подлежащую уплате, кассационная инстанция считает ошибочным приведенный в жалобе довод налоговой инспекции о том, что Законом Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК определены все обязательные элементы налогообложения для исчисления единого налога на вмененный доход.

Довод подателя жалобы относительно необходимости доказывания ответчиком того обстоятельства, что не установленные Законом Республики Карелия от 28.12.99 N 384-ЗРК коэффициенты в случае их наличия могли повлиять на размер уплачиваемого им налога, также несостоятелен. Это обстоятельство не может служить правовым основанием возражений ответчика поскольку согласно части 1 статьи 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оно является элементом оценочной деятельности суда. Оценка доказательств является прерогативой суда, а не лиц, участвующих в деле.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 174, пунктом 1 статьи 175 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Республики Карелия от 20.08.01 по делу N А26-3534/01-02-04/175 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Петрозаводску Республики Карелия - без удовлетворения.

Председательствующий

КОРПУСОВА О.А.

Судьи

ПАСТУХОВА М.В.

ТРОИЦКАЯ Н.В.