Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 30.10.2001 N А13-2633/01-15 Поскольку предприниматель, являясь страхователем работников и плательщиком единого налога на вмененный доход, осуществлял выплаты пособий по государственному социальному страхованию работников, расходы предпринимателя по выплате указанных пособий подлежат возмещению ФСС в полном объеме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 30 октября 2001 года Дело N А13-2633/01-15

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Бухарцева С.Н., судей Закордонской Е.П., Почечуева И.П., при участии от Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации Шичева Н.П. (доверенность от 01.10.2001 N 149), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации на решение от 09.07.01 (судья Пестерева О.Ю.) и постановление апелляционной инстанции от 29.08.01 (судьи Хвостов Е.А., Флегонтов В.Д., Осокина Н.Н.) Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2633/01-15,

УСТАНОВИЛ:

Частный предприниматель без образования юридического лица Хворостов Юрий Николаевич обратился в Арбитражный суд Вологодской области с иском к Вологодскому региональному отделению Фонда социального страхования Российской Федерации (далее - ФСС) о возмещении расходов по выплате пособий по государственному социальному страхованию в сумме 920 руб.

Решением от 09.07.01 иск удовлетворен в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 29.08.01 решение от 09.07.01 оставлено без изменения.

В кассационной жалобе ФСС, указывая на неправильное применение судом норм материального права, просит решение суда от 09.07.01 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.01 отменить. По мнению подателя жалобы, Хворостов Ю.Н. не является страхователем, страховых взносов не уплачивал и, следовательно, не имеет права на возмещение расходов по социальному страхованию за счет средств ФСС.

Предприниматель Хворостов Ю.Н. о времени и месте слушания дела извещен надлежащим образом, однако своих представителей в суд не направил, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

В судебном заседании представитель ФСС поддержал доводы кассационной жалобы по изложенным в ней мотивам.



Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Кассационная инстанция не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как видно из материалов дела, Хворостов Ю.Н. зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица (свидетельство от 29.11.94, серия 11 ГН N 11), встал на налоговый учет 01.11.96 (свидетельство от 25.12.2000, серия 35 N 000123790) в ИМНС по Кичменгско-Городецкому району (далее - ИМНС). Хворостов Ю.Н. имеет страховое свидетельство от 10.03.2000, выданное Вологодским региональным отделением ФСС.

Согласно уведомлению ИМНС Хворостов Ю.Н. с 01.01.01 по 31.03.01 был переведен на уплату единого налога с вмененного дохода.

Хворостов Ю.Н. 05.04.01 представил в ФСС расчетную ведомость по средствам ФСС РФ за январь - март 2001 года (по форме 4-ФСС), где указал расходы на цели государственного социального страхования в сумме 920 руб. Также 05.04.01 им была представлена справка-расчет с просьбой выделить денежные средства на выплату пособий по социальному страхованию (возмещению расходов) на сумму недостающих средств в размере 920 руб.

Письмом от 11.04.01 N 12-14/7532 ответчик указал на отсутствие правовых оснований для осуществления расходов на обеспечение пособиями наемных работников, работающих у предпринимателя, сославшись на то, что предприниматели, ведущие деятельность на основе свидетельства об уплате единого налога на вмененный доход, не являются плательщиками единого социального налога, в состав которого входят взносы в ФСС, и не уплачивают взносы в ФСС.

Согласно статье 1 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ от 31.07.98 N 148-ФЗ со дня введения единого налога на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации с плательщиков этого налога не взимаются платежи в государственные внебюджетные фонды, а также налоги, предусмотренные статьями 19 - 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“. В названной статье также перечислены налоги, на которые данное положение не распространяется. Единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности в указанном перечне отсутствует.

Таким образом, какие-либо взносы во внебюджетные фонды дополнительно не должны взиматься и с индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог на вмененный доход.

Статьей 7 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“, устанавливающей порядок зачисления в федеральный бюджет, государственные внебюджетные фонды Российской Федерации и в местные бюджеты сумм единого налога, уплачиваемого организациями и предпринимателями, предусмотрено распределение поступивших сумм единого налога между бюджетами различного уровня и государственными внебюджетными фондами. Названная норма регулирует межбюджетные отношения, адресована государственной казне и к правовому регулированию порядка уплаты единого налога индивидуальными предпринимателями отношения не имеет.

В определении Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2001 указано, что истолкование подпункта 2 пункта 2 статьи 7 Федерального закона “О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности“ в редакции Федерального закона от 31.03.99 как позволяющего дополнительно, помимо единого налога, взимать с индивидуальных предпринимателей взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации, не соответствует его нормативному содержанию и конституционно-правовому смыслу и формирует дискриминационную правоприменительную практику в отношении индивидуальных предпринимателей, уплачивающих единый налог.



Федеральным законом “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ от 05.08.2000 N 118-ФЗ внесены изменения и дополнения в статью 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ от 27.12.91 N 2118-1, где подпунктом “г“ указан единый социальный налог (взнос).

С 01.01.01 введена в действие глава 24 “Единый социальный налог (взнос)“ части второй НК РФ.

Согласно статье 234 НК РФ единый социальный налог (взнос) зачисляется в государственные внебюджетные фонды, в том числе в Фонд социального страхования Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 234 НК Российской Федерации не являются плательщиками единого социального налога индивидуальные предприниматели, переведенные в соответствии с нормативными (правовыми) актами субъектов Российской Федерации на уплату налога на вмененный доход для определенных видов деятельности, в части доходов, получаемых от осуществления этих видов деятельности.

Согласно статье 237 Кодекса законов о труде Российской Федерации неуплата работодателями взносов на государственное социальное страхование не лишает работников права на обеспечение за счет средств государственного социального страхования.

Отношения по уплате налогов прекращаются с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога. Распределение уплаченных налогов, в соответствующих долях, по уровням бюджета и внебюджетным фондам выходит за рамки налоговых правоотношений и не касается налогоплательщика.

Закон определяет в качестве источника социального обеспечения средства государственного социального страхования (Фонда социального страхования), а не собственные средства работодателя.

Таким образом, поскольку предприниматель Хворостов Ю.Н. является страхователем и плательщиком единого налога на вмененный доход, осуществляет выплаты пособий по государственному социальному страхованию, его расходы по выплате указанных пособий подлежат возмещению ФСС в полном объеме.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 09.07.01 и постановление апелляционной инстанции от 29.08.01 Арбитражного суда Вологодской области по делу N А13-2633/01-15 оставить без изменения, а кассационную жалобу Вологодского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации - без удовлетворения.

Председательствующий

БУХАРЦЕВ С.Н.

Судьи

ЗАКОРДОНСКАЯ Е.П.

ПОЧЕЧУЕВ И.П.