Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 15.10.2001 N А56-14315/01 Суд правомерно отказал ИМНС в удовлетворении требований о привлечении благотворительного фонда к налоговой ответственности за действия третьих лиц, повлекшие нецелевое использование полученного фондом гуманитарного груза, поскольку доказательства нецелевого использования фондом указанного груза налоговой инспекцией не представлены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 15 октября 2001 года Дело N А56-14315/01

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Хохлова Д.В., судей Почечуева И.П., Бухарцева С.Н., при участии от Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга Парфеновой О.Ю. (доверенность от 30.05.2001 N 04/13174), от благотворительного фонда социальной поддержки “Благовест“ Жилинской Н.А. (доверенность от 27.04.2001), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга на решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2001 по делу N А56-14315/01 (судьи Шульга Л.А., Петренко Т.И., Масенкова И.В.),

УСТАНОВИЛ:

Благотворительный фонд социальной поддержки “Благовест“ (далее - фонд) обратился в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга (далее - ИМНС) от 17.04.2001 N 23/9686.

Решением арбитражного суда от 19.06.2001 иск удовлетворен.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

В кассационной жалобе ИМНС просит отменить указанный судебный акт, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.

В отзыве на кассационную жалобу фонд просит оставить без изменения решение суда от 19.06.2001.

В судебном заседании представитель ИМНС поддержал доводы, изложенные в жалобе, а представитель фонда возражал против удовлетворения.



Адмиралтейское РО УФСНП, надлежащим образом извещенное о времени и месте слушания дела, представителя в судебное заседание не направило, в связи с чем дело рассмотрено в его отсутствие.

Законность судебного акта проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Как следует из материалов дела, ИМНС провела тематическую выездную налоговую проверку фонда по вопросу получения и целевого использования гуманитарной помощи. По результатам проверки ответчиком составлен акт от 16.03.2001 N 33 и вынесено решение от 17.04.2001 N 23/9686 о привлечении фонда к налоговой ответственности по пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации и взыскании 16871 руб. штрафа в размере 20% от неуплаченной суммы налога на прибыль. Кроме того, фонду предложено перечислить в срок, установленный в требовании, 84354 руб. налога на прибыль, а также 631 руб. пеней за его несвоевременную уплату.

Принимая обжалуемый судебный акт, суд первой инстанции обоснованно исходил из следующего.

Как установлено судебной инстанцией, фонд получил гуманитарную помощь от норвежской фирмы “СКААН-ВУД ИМПОРТ. АС.“ в количестве 29310 кг по грузовым таможенным декларациям:

- N 03914/070400/000170, вес - 11310 кг, выпуск разрешен 11.04.2000 N 085;

- N 03914/070400/000171, вес - 15000 кг, выпуск разрешен 11.04.2000 N 085;

- N 03914/070400/000172, вес - 3000 кг, выпуск разрешен 1.04.2000 N 085.

Принадлежность товара к гуманитарной помощи подтверждается удостоверением от 28.03.2000 N 003546, выданным комиссией по вопросам международной гуманитарной помощи при Правительстве Российской Федерации. Полученная гуманитарная помощь распределена Благотворительному фонду инвалидов “Кедр“ - 20000 кг, обществу защиты прав инвалидов войны и труда - 4800 кг, ассоциации мини-футбола Санкт-Петербурга - 4510 кг.



В соответствии со статьей 4 Закона Российской Федерации “О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации“ от 04.05.99 N 95-ФЗ контроль за целевым использованием безвозмездной помощи (содействия) ее получателем осуществляется в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, при обязательном участии в этом контроле соответствующих органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В случае нецелевого использования безвозмездной помощи (содействия) ее получатель, использующий предоставленные ему налоговые, таможенные и другие льготы, уплачивает суммы налогов и других обязательных платежей в бюджеты всех уровней, а также начисленные на эти суммы пени и штрафы по действующим ставкам.

Согласно статье 2 Закона Российской Федерации “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ объектом налогообложения является валовая прибыль предприятия, уменьшенная (увеличенная) в соответствии с положениями, предусмотренными настоящей статьей. Валовая прибыль представляет собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции (работ, услуг), основных фондов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

Как установлено судом первой инстанции, истец, являясь некоммерческой организацией (решение регистрационной палаты Санкт-Петербурга от 31.01.2000 N 180823), на основании указанных правовых норм представил в ИМНС все документы, которые подтверждают факт целевого использования гуманитарного груза.

По мнению кассационной инстанции, суд первой инстанции, правильно отменив доводы ИМНС об ответственности фонда за действия третьих лиц, указал, что ответчиком не представлены в соответствии со статьей 53 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации достаточные доказательства нецелевого использования фондом гуманитарного груза.

Принимая во внимание указанные обстоятельства, следует признать, что решение суда первой инстанции соответствует нормам материального и процессуального права и отмене не подлежит.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области от 19.06.2001 по делу N А56-14315/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по Адмиралтейскому району Санкт-Петербурга - без удовлетворения.

Председательствующий

ХОХЛОВ Д.В.

Судьи

ПОЧЕЧУЕВ И.П.

БУХАРЦЕВ С.Н.