Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 08.08.2001 N А56-31978/00 Поскольку совершенная сторонами сделка по переуступке права требования задолженности с Министерства финансов РФ нарушает основные принципы бюджетного финансирования - адресность и целевое использование средств, - а также не преследует цель, связанную с исполнением обязательств контрагентов по платежам в федеральный бюджет, она правомерно признана судом недействительной.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 8 августа 2001 года Дело N А56-31978/00

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Нефедовой О.Ю., судей Коробова К.Ю. и Лавриненко Н.В., при участии от ОАО “Ленэнерго“ Ерофеевой А.В. (доверенность от 29.12.2000 N 578-2000), от Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга Романюкина Ю.Н. (доверенность от 26.12.2000 N 13-02/1028), от ГУП “ТЭК СПб“ Афониной О.В. (доверенность от 05.02.2001 N 361), рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга на решение от 15.01.2001 (судья Новикова Т.В.) и постановление апелляционной инстанции от 06.06.2001 (судьи Корж Н.Я., Кузнецов М.В., Барканова Я.В.) Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по
делу N А56-31978/00,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Ленэнерго“ (далее - ОАО “Ленэнерго“) обратилось в Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области с иском к открытому акционерному обществу “Электромеханический завод “Заря“ (далее - ОАО “Заря“) о признании недействительным договора уступки права требования от 10.12.97.

В качестве третьих лиц на стороне ответчика привлечены Комитет финансов Администрации Санкт-Петербурга и государственное унитарное предприятие “Топливно-энергетический комплекс Санкт-Петербурга“ (далее - ГУП “ТЭК СПб“).

Решением от 15.01.2001 исковые требования удовлетворены на том основании, что оспариваемый договор не соответствует требованиям статей 382, 385 и 388 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Постановлением апелляционной инстанции от 06.06.2001 решение оставлено без изменения. Апелляционная инстанция пришла к выводу, что оспариваемый договор противоречит Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1997 год“ и Указу Президента Российской Федерации от 14.08.97 N 880.

В кассационной жалобе ее податель просит отменить обжалуемые судебные акты и отказать в иске по следующим основаниям: между лицами, заключившими спорный договор, отсутствуют отношения по финансированию из федерального бюджета, федеральный бюджет не является участником данного договора, следовательно, отношения по договору не регулируются Федеральным законом “О федеральном бюджете на 1997 год“, Указом Президента Российской Федерации от 14.08.97 N 880 и Положением об особом порядке проведения расчетов при исполнении отдельных статей расходов федерального бюджета на 1997 год, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации 18.09.97 (далее - Положение об особом порядке проведения расчетов), пунктом 2 которого не запрещено заключение договоров о переуступке права требования.

ОАО “Заря“ о времени и месте рассмотрения дела извещено надлежащим образом, однако своих представителей в заседание не направило, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Представитель Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга
поддержал доводы жалобы. Представитель ОАО “Ленэнерго“ с жалобой не согласился и просил оставить в силе обжалуемые судебные акты. Представитель ГУП “ТЭК СПб“ согласился с кассационной жалобой.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Суд кассационной инстанции считает, что основания для удовлетворения жалобы отсутствуют.

Как следует из материалов дела, 10.12.97 ОАО “Заря“ и ОАО “Ленэнерго“ подписали договор, названный сторонами договором переуступки права (цессии), согласно которому ОАО “Заря“ переуступило ОАО “Ленэнерго“ право требования Министерства экономики Российской Федерации с Министерства финансов Российской Федерации задолженности в сумме 95621000 неденоминированных рублей. При этом договор содержит ссылку на Положение об особом порядке проведения расчетов и на соглашение от 03.12.97 N 15/8/1, заключенное между Комитетом финансов Администрации Санкт-Петербурга, ОАО “Заря“ и ОАО “Ленэнерго“, целью которого является погашение задолженности ОАО “Заря“ по налогам в бюджет Санкт-Петербурга, а также погашение задолженности ГУП “ТЭК СПб“ перед ОАО “Ленэнерго“ путем перечисления денежных средств в соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 14.08.97 N 880 и Положением об особом порядке проведения расчетов.

Суд пришел к правильному выводу о том, что произведенная сторонами договора от 10.12.97 переуступка права (цессия) противоречит нормам статей 22 и 38 Федерального закона “О федеральном бюджете на 1997 год“, поскольку такого рода соглашение нарушает основные принципы бюджетного финансирования - адресность и целевое использование средств.

Также данная сделка противоречит и Указу Президента Российской Федерации от 14.08.97 N 880, предусматривающему обеспечение исполнения обязательств получателями средств федерального бюджета по поставленной им продукции и оказанным услугам за счет средств федерального бюджета путем перечисления этих средств получателям с последующим их направлением поставщикам для обеспечения исполнения обязательств последних по
платежам в федеральный бюджет. В данном случае истец и ответчик, заключая договор от 10.12.97, не преследовали цель, связанную с достижением конечного результата, предполагаемого вышеуказанным правовым актом при проведении подобного рода расчетов, - исполнение обязательств контрагентов по платежам в федеральный бюджет.

Несоответствие сделки законам и иным правовым актам влечет за собой согласно статье 168 Гражданского кодекса Российской Федерации ничтожность сделки.

При таких обстоятельствах арбитражный суд правомерно признал договор от 10.12.97, заключенный между ОАО “Заря“ и ОАО “Ленэнерго“, недействительной сделкой.

Оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.

Руководствуясь статьями 174, 175 и 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение от 15.01.2001 и постановление апелляционной инстанции от 06.06.2001 Арбитражного суда города Санкт-Петербурга и Ленинградской области по делу N А56-31978/00 оставить без изменения, а кассационную жалобу Комитета финансов Администрации Санкт-Петербурга - без удовлетворения

Председательствующий

НЕФЕДОВА О.Ю.

Судьи

КОРОБОВ К.Ю.

ЛАВРИНЕНКО Н.В.