Решения и определения судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.05.2001 N 1025 Суд правомерно заключил, что иск энергоснабжающей организации о взыскании за счет казны субъекта РФ убытков, возникших при предоставлении ветеранам льгот по оплате газа, подведомствен арбитражному суду, поскольку организация требует не выделения средств из бюджета, а компенсации, обязанность обеспечить которую возложена на администрацию субъекта РФ Законом РФ “О ветеранах“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 29 мая 2001 года Дело N 1025

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Лавриненко Н.В., судей Скворцова О.Ю. и Чертилиной З.А., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области на решение Арбитражного суда Тверской области от 23.02.2001 по делу N 1025 (судья Рощупкин В.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Тверьоблгаз“ в лице филиала “Тверьмежрайгаз“ (далее - ОАО “Тверьоблгаз“) обратилось в Арбитражный суд Тверской области с иском к департаменту финансов администрации Тверской области (далее - департамент финансов) о взыскании 139312 руб. 56 коп. убытков, образовавшихся в результате предоставления участникам и инвалидам Великой Отечественной войны, а
также членам семей погибших, умерших инвалидов и участников войны, ветеранам труда в период с января по декабрь 1999 года пятидесятипроцентной скидки по оплате коммунальных услуг по газоснабжению.

Решением от 23.02.2001 исковые требования удовлетворены путем взыскания истребуемой суммы за счет казны Тверской области.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу судебного акта не проверялись.

Решение от 23.02.2001 обжаловано департаментом финансов в кассационном порядке. Податель жалобы просит отменить состоявшийся судебный акт, ссылаясь на то, что он принят с нарушением норм материального и процессуального права. В жалобе, в частности, указывается на то, что данный спор не подведомственен арбитражному суду, поскольку спорные правоотношения имеют бюджетный (финансовый) характер, а гражданское законодательство в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации не применяется к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям. По мнению департамента финансов, статья 22 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не относит к компетенции арбитражных судов рассмотрение споров по поводу выделения средств из бюджетов различных уровней.

Стороны, будучи уведомленными о времени и месте судебного разбирательства, своих представителей в заседание кассационной инстанции не направили, в связи с чем кассационная жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемого судебного акта проверена в кассационном порядке.

Как следует из материалов дела, ОАО “Тверьоблгаз“ в период с января по декабрь 1999 года в соответствии с Законом Российской Федерации “О ветеранах“ при взимании платы за газ учитывало льготу в размере 50%, предусмотренную для отдельных категорий граждан, проживающих в поселке городского типа Рамешки и Рамешковском районе Тверской области. С учетом названных
обстоятельств у истца возникли убытки в размере 139312 руб. 56 коп.

При рассмотрении настоящего дела суд, что в соответствии со статьей 10 вышеуказанного закона расходы на реализацию прав и льгот, предоставляемых ветеранам, производятся за счет как средств федерального бюджета Российской Федерации, так и средств бюджетов субъектов Российской Федерации. При этом расходы на оплату коммунальных услуг абонентам, пользующимся льготами, производятся за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации. Порядок возмещения указанных расходов утверждается соответственно Правительством Российской Федерации и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В соответствии с приложением 22 к Федеральному закону “О федеральном бюджете на 1999 год“ сумма расходов, учтенных при расчете сумм финансовой помощи субъектам Российской Федерации из федерального фонда финансовой поддержки субъектов Российской Федерации на реализацию Федерального закона “О ветеранах“, составила по Тверской области 253030,9 тысячи рублей.

Поскольку в результате предоставления вышеуказанной льготы истец недополучил доходы от платы за коммунальные услуги, его требования обоснованны.

Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из того, что факт предоставления льгот ветеранам, проживающим на вышеуказанной территории, установлен. Указанное обстоятельство подтверждается материалами дела, в том числе и списком лиц, которым предоставлялась льгота по оплате газоснабжения. Названный список заверен управлением социальной защиты населения. С учетом изложенного суд пришел к правильному выводу об обоснованности как по праву, так и по размеру предъявляемого требования о взыскании компенсации.

Довод подателя жалобы о неподведомственности данного спора арбитражному суду ввиду того, что спорные правоотношения носят бюджетный характер, неубедителен. В данном случае истец не ставит вопрос о выделении средств из бюджета, его исковые требования сводятся к возмещению расходов, понесенных в связи с исполнением федерального закона, которым на ответчика
возложена обязанность компенсировать эти расходы. Следовательно, данный спор правомерно принят к рассмотрению арбитражного суда.

С учетом вышеизложенного оснований для отмены обжалуемого судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 174, 175, 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда Тверской области от 23.02.2001 по делу N 1025 оставить без изменения, а кассационную жалобу департамента финансов администрации Тверской области - без удовлетворения.

Председательствующий

ЛАВРИНЕНКО Н.В.

Судьи

СКВОРЦОВ О.Ю.

ЧЕРТИЛИНА З.А.