Решения и постановления судов

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.05.2001 N А42-3628/00-5 Суд правомерно отклонил довод о том, что налогоплательщик, оказывающий услуги городского пассажирского транспорта, самостоятельно устанавливал тарифы на перевозки пассажиров, и, следовательно, он не может использовать льготу по НДС и налогу с продаж. Закон не связывает предоставление льготы по указанным налогам с порядком ценообразования на оказываемые услуги по перевозке пассажиров.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД СЕВЕРО-ЗАПАДНОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

от 3 мая 2001 года Дело N А42-3628/00-5

Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в составе председательствующего Пастуховой М.В., судей Кочеровой Л.И., Никитушкиной Л.Л., рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску на решение от 18.08.2000 (судьи Сачкова Н.В., Мунтян Л.Б., Бубен В.Г.) и постановление апелляционной инстанции от 20.02.2001 (судьи Соломонко Л.П., Галко Е.В., Евтушенко О.А.) Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3628/00-5,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Арктик Лайн“ (далее - ООО, общество) обратилось в Арбитражный суд Мурманской области с иском о признании недействительным решения Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску (далее - инспекция) от 11.05.2000 N 901-02.1/34-42-1966 в части взыскания доначисленных налогов с продаж и на добавленную стоимость, пеней, а также штрафа, предусмотренного пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ), за их неполную уплату.

Решением от 18.08.2000, оставленным без изменения постановлением апелляционной инстанции от 20.02.2001, исковые требования удовлетворены.

В кассационной жалобе инспекция, ссылаясь на нарушение судебными инстанциями норм материального права, просит отменить судебные акты и отказать в иске. Судебные инстанции, по мнению инспекции, неправильно применили статью 790 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и не применили нормы постановления администрации Мурманской области от 19.04.99 N 156-ПГ “О тарифах на перевозку пассажиров транспортом общего пользования“ (далее - постановление N 156-ПГ).

Представители сторон, в установленном порядке извещенных о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в суд не явились, в связи с чем жалоба рассмотрена в их отсутствие.

Законность обжалуемых судебных актов проверена в кассационном порядке.

Как видно из материалов дела, инспекция провела выездную налоговую проверку соблюдения обществом законодательства о налогах и сборах за 1998 год и 9 месяцев 1999 года, по результатам которой составлен акт от 10.04.2000 N 901.02.1/34-42-248 и принято решение от 11.05.2000 N 901-02.1/34-42-1966 о привлечении ООО к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения.



В ходе проверки установлена неуплата обществом налогов на добавленную стоимость и с продаж вследствие необоснованного, по мнению инспекции, применения льгот, установленных подпунктом “в“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ (далее - Закон об НДС) и пунктом 3 статьи 3 Закона Мурманской области “О налоге с продаж“ (далее - Закон о налоге с продаж).

Как видно из материалов дела и установлено судебными инстанциями, общество является коммерческой организацией и имеет лицензию от 05.08.98 N АСД 51 002591, выданную Мурманским областным отделением Российской транспортной инспекции, на осуществление перевозок пассажиров автобусами на коммерческой основе.

Судебными инстанциями также установлено, что общество осуществляло перевозки автобусами по требованию любого физического лица. Маршруты, остановки и графики движения согласованы с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения и отражаются в паспортах маршрутов автобусов. Разрешения для осуществления перевозок пассажиров на всех регулярных автобусных маршрутах выданы транспортной городской комиссией, которая действует в соответствии с Положением о работе городской транспортной комиссии по упорядочению регулярных маршрутных пассажирских автобусных перевозок на территории города Мурманска, утвержденным постановлением администрации города Мурманска от 11.06.98 N 1296.

В соответствии с частью 1 статьи 789 ГК РФ перевозка, осуществляемая коммерческой организацией, признается перевозкой транспорта общего пользования, если из закона, иных правовых актов или выданного этой организации разрешения (лицензии) вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.

Согласно подпункту “в“ пункта 1 статьи 5 Закона об НДС от уплаты данного налога освобождаются услуги городского пассажирского транспорта, а в соответствии с пунктом 3 статьи 3 Закона о налоге с продаж услуги по перевозке пассажиров транспортом общего пользования муниципального образования не являются объектом налогообложения.

Таким образом, под услугами городского пассажирского транспорта понимаются услуги, оказываемые общедоступным транспортным средством, осуществляющим перевозку пассажиров по установленным в общем порядке маршруту и графику с обозначенными остановочными пунктами (остановками). Отличительным признаком услуг городского пассажирского транспорта является их публичность (общедоступность), что предполагает наличие возможности пользоваться этими услугами всем желающим.

Судебные инстанции пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что общество оказывало услуги городского пассажирского транспорта, которые не подлежат обложению налогами на добавленную стоимость и с продаж.

Доводы инспекции о том, что общество самостоятельно устанавливало тарифы на перевозки пассажиров, правомерно отклонены судебными инстанциями, поскольку Законы об НДС и о налоге с продаж не связывают предоставление льготы по уплате налогов на добавленную стоимость и с продаж с порядком ценообразования на оказываемые услуги по перевозке пассажиров.

При таких обстоятельствах следует признать, что обжалуемые судебные акты являются законными и отмене не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь статьями 174 и 175 (пункт 1) Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа



ПОСТАНОВИЛ:

решение от 18.08.2000 и постановление апелляционной инстанции от 20.02.2001 Арбитражного суда Мурманской области по делу N А42-3628/00-5 оставить без изменения, а кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Мурманску - без удовлетворения.

Председательствующий

ПАСТУХОВА М.В.

Судьи

КОЧЕРОВА Л.И.

НИКИТУШКИНА Л.Л.