Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.12.2003 N А33-5909/03-С6н-Ф02-4439/03-С1 Судебные инстанции, признавая недействительным уведомление Управления федерального казначейства об изменении (уменьшении) бюджетных ассигнований, правомерно исходили из того, что истцом в лице военного комиссариата не допущено нецелевое использование бюджетных средств при начислении и выплате премии военнослужащим.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 декабря 2003 г.

Дело N А33-5909/03-С6н-Ф02-4439/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шелеминой М.М.,

судей: Кадниковой Л.А., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления федерального казначейства по Красноярскому краю на решение от 11 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5909/03-С6н (суд первой инстанции: Гурский А.Ф.; суд апелляционной инстанции: Дунаева Л.А., Смольникова Е.Р., Бычкова О.И.),

УСТАНОВИЛ:

Объединенный военный комиссариат города Минусинска и Минусинского района Красноярского края (далее -
военкомат) обратился в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением к Управлению федерального казначейства по Красноярскому краю (далее - УФК по Красноярскому краю) о признании недействительным уведомления об уменьшении бюджетных ассигнований от 04.04.2003 N 60 в сумме 10828 рублей 80 копеек.

Решением Арбитражного суда Красноярского края от 11 августа 2003 года заявленные требования удовлетворены в полном объеме.

Постановлением апелляционной инстанции от 13 октября 2003 года решение суда первой инстанции от 11 августа 2003 года оставлено без изменения.

Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, УФК по Красноярскому краю обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение от 11 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края и принять новое решение.

По мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражным судом неправильно применены статьи 70, 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации и неверно истолкованы положения пункта 4 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга. Как полагает УФК по Красноярскому краю, военный комиссариат допустил нецелевое использование бюджетных средств.

В отзыве на кассационную жалобу военкомат просит оставить судебные акты без изменения, с доводами кассационной жалобы не соглашается, полагает, что они не основаны на действующем законодательстве. Все выплаты произведены в пределах средств, выделенных по коду 110120 “Денежное довольствие военнослужащих“, нецелевого использования бюджетных средств не допущено.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 4882 от 01.12.2003, N 5062 от 02.12.2003, N 6568 от 03.12.2003), но своих представителей
в судебное заседание не направили, военкомат просил рассмотреть дело в отсутствие его представителей.

Проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, соответствие выводов, содержащихся в названных судебных актах, имеющимся в материалах дела доказательствам, правильность применения Арбитражным судом Красноярского края норм материального и соблюдения норм процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению, исходя из следующего.

Как установлено арбитражным судом, Объединенный военный комиссариат города Минусинска Красноярского края является юридическим лицом согласно Положению о военных комиссариатах, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 15.10.1999 N 1372.

Отделением федерального казначейства по городу Минусинску Красноярского края проведена проверка использования заявителем средств федерального бюджета, выделенных на заработную плату.

В результате проверки составлен акт от 28.03.2003, в котором указано, что за 2 квартал 2002 года военным комиссариатом неправомерно начислена и выплачена премия военнослужащим в сумме 10828,8 рубля с учетом повышения окладов с 01.07.2002.

На основании акта Управлением федерального казначейства по Красноярскому краю выдано заявителю уведомление об уменьшении бюджетных ассигнований от 04.04.2003 N 60, известившее заявителя о взыскании с него 10828,8 рубля, использованных не по целевому назначению бюджетных средств, путем уменьшения бюджетных ассигнований на указанную сумму.

Данное обстоятельство послужило основанием для обращения военного комиссариата в арбитражный суд с заявлением о признании указанного уведомления недействительным.

Удовлетворяя заявленные требования, первая и апелляционная инстанции Арбитражного суда Красноярского края исходили из того, что Управлением федерального казначейства не доказан факт нецелевого использования военным комиссариатом денежных средств при выплате премии военнослужащим за 2 квартал 2002 года.

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает выводы Арбитражного суда Красноярского края соответствующими фактическим обстоятельствам данного дела и
основанными на правильном применении норм материального права.

В соответствии со статьей 289 Бюджетного кодекса Российской Федерации нецелевое использование бюджетных средств выражается в направлении и использовании их на цели, не соответствующие условиям получения указанных средств, определенных утвержденным бюджетом, бюджетной росписью, уведомлением о бюджетных ассигнованиях, сметой доходов и расходов либо иным правовым основанием их получения.

Согласно пункту 9 постановления Правительства Российской Федерации от 28.08.1997 N 1082 “О мерах по ускорению перехода на казначейскую систему исполнения федерального бюджета“ средства федерального бюджета, закрепленные за их главными распорядителями, доводятся до нижестоящих распорядителей и получателей средств на основании реестров на финансирование.

Исходя из пункта 3 Приказа Министерства финансов Российской Федерации от 17.02.1995 N 111 “О порядке перечисления бюджетных средств для осуществления финансирования расходов и мероприятий федерального бюджета“, при оформлении финансирования из федерального бюджета в платежных поручениях, а также реестрах, направляемых в управления федерального казначейства по субъектам Российской Федерации, в графе “Назначение платежа“ указываются раздел, подраздел, целевая статья, вид расхода, код экономической классификации бюджетной классификации Российской Федерации.

В соответствии с частями 3, 4 статьи 1 Федерального закона “О бюджетной классификации Российской Федерации“ бюджетная классификация, в том числе и экономическая классификация расходов бюджетов, является единой и используется при составлении, утверждении и исполнении бюджетов всех уровней и составлении консолидированных бюджетов всех уровней.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, постановлению Правительства Российской Федерации от 28.08.1997 N 1082 целевое назначение, размер и направление использования средств определяются в сметах расходов и реестрах на перечисление бюджетных средств в размере функциональной и экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации главным распорядителем средств федерального бюджета, осуществляющим функции по управлению деятельности
подведомственных им учреждений.

Следовательно, организация, финансируемая из федерального бюджета, обязана использовать поступающие ей бюджетные средства в точном соответствии с размером и целевым назначением средств (в размере кодов (статей) экономической классификации), определенными соответствующими сметами расходов и реестрами на перечисление средств.

Каждая из статей расходов, являющихся структурным подразделением сметы, имеет предметно-целевое назначение, определяемое экономической классификацией расходов бюджетов. Статьи расходов имеют строго обязательный характер и произвольному изменению не подлежат. Данное правило вытекает из требований сметно-бюджетной дисциплины, определяемой бюджетным законодательством.

Организации вправе самостоятельно распоряжаться только денежными средствами, поступающими по определенной статье экономической классификации бюджетов, но только в пределах данной статьи.

Как видно из акта от 28.03.2003, все выплаты по коду ЭКР 110120 “Денежное довольствие военнослужащих“ проведены в пределах средств, выделенных по данному коду, отклонений между финансированием, кассовыми и фактическим расходами не установлено. Судом установлено, что все выплаты произведены в пределах средств, выделенных по коду 110120, перерасхода допущено не было. Поэтому факт начисления и выплаты комиссариатом премии военнослужащим за 2 квартал 2002 года обоснованно не признан судом нецелевым использованием денежных средств.

В связи с чем доводы кассационной жалобы о неправильном применении судом пункта 4 Правил выплаты военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, премии за образцовое выполнение воинского долга, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2000 N 524, не могут быть приняты во внимание судом кассационной инстанции.

Судом также обоснованно указано, что поскольку спорное уведомление обладает признаками ненормативного правового акта, уменьшение бюджетных ассигнований затрагивает права военного комиссариата в сфере экономической деятельности, следовательно, спор подведомственен арбитражному суду.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы, поскольку доводы жалобы не
влияют на законность принятых судебных актов.

Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11 августа 2003 года, постановление апелляционной инстанции от 13 октября 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5909/03-С6н оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

М.М.ШЕЛЕМИНА

Судьи:

Л.А.КАДНИКОВА

Л.Ю.ПУЩИНА