Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.12.2003 N А33-5793/03-С3с-Ф02-4279/03-С1 Судебные инстанции, отказывая в удовлетворении исковых требований о возложении на налоговый орган обязанности по возврату излишне уплаченных страховых взносов в Государственный фонд занятости (в заявленной сумме), правомерно исходили из того, что заявителем не представлены доказательства внесения названных страховых взносов в денежной форме.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 декабря 2003 г.

Дело N А33-5793/03-С3с-Ф02-4279/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Юдиной Н.М.,

стороны участия в судебном заседании не принимали,



рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Красноярскэнерго“ на решение от 27 июня 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 25 августа 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5793/03-С3с (суд первой инстанции: Порватов В.Ф.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Смольникова Е.Р., Плотников А.А.), принятые по заявлению открытого акционерного общества “Красноярскэнерго“ об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Красноярскому краю произвести возврат открытому акционерному обществу “Красноярскэнерго“ суммы излишне уплаченных страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации,

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Красноярскэнерго“ (общество) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с заявлением, уточненным в порядке, предусмотренном статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, об обязании Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 20 по Красноярскому краю (налоговая инспекция) произвести возврат открытому акционерному обществу “Красноярскэнерго“ излишне уплаченных страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в сумме 104737 рублей 91 копейки.

Решением от 27 июня 2003 года заявленные требования удовлетворены частично, в сумме 2764 рублей.

В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 25 августа 2003 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением апелляционной инстанции в неудовлетворенной части заявленных требований, общество обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить в связи с нарушением норм материального права.

По мнению заявителя кассационной жалобы, предусмотренное статьей 45 Налогового кодекса Российской Федерации требование об осуществлении расчетов только в денежной форме не относится к исполнению обязанности организаций по уплате платежей в государственные внебюджетные фонды.

В связи с тем обстоятельством, что нормативные правовые акты Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации позволяют проведение взаимозачетов по уплате страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации, сумма излишне уплаченных названным способом страховых взносов, полагает общество, подлежит возврату в порядке, предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

Налоговая инспекция в отзыве на кассационную жалобу полагает, что судебные акты арбитражного суда законны и обоснованны, и просит оставить их без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.



Стороны о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом, однако своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Как видно из материалов дела, в результате проведения взаимозачетов и уплаты денежными средствами в течение 1998 - 2000 годов у общества образовалась переплата по страховым взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.

21.11.2002 общество обратилось в налоговую инспекцию с письмом N 101-1514 о возврате излишне уплаченных страховых взносов в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации в размере 104534 рублей 11 копеек.

Письмом от 09.12.2002 N 3796 обществу отказано в возврате названных сумм страховых взносов.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении части заявленных требований, правомерно исходили из того обстоятельства, что законодательством о налогах и сборах не предусмотрен возврат излишне уплаченных налогов и сборов, обязанность налогоплательщика по уплате которых исполнена путем проведения взаимозачета.

В соответствии с пунктом 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Подпунктом 5 пункта 1 статьи 32 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговые органы обязаны осуществлять возврат излишне уплаченных сумм налогов, пеней, штрафов в порядке, предусмотренном названным Кодексом.

Согласно абзацам 5, 6 статьи 9 Федерального закона Российской Федерации от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ взысканные после 01.01.2001 суммы недоимки, пеней и штрафов по взносам в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации направляются в федеральный бюджет. Суммы излишне уплаченных страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды по состоянию на 01.01.2001 подлежат зачету в счет уплаты единого социального налога (взноса) или возврату в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Порядок возврата излишне уплаченной суммы налога, сбора и пени предусмотрен статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации.

В соответствии с ее пунктами 7, 9 сумма излишне уплаченного налога подлежит возврату по письменному заявлению налогоплательщика. Возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета (внебюджетного фонда), в который произошла переплата. Предусмотренные статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации правила согласно пункту 13 названной статьи применяются и при возврате излишне уплаченных сумм налога и сбора, поступающих в государственные внебюджетные фонды.

Согласно пункту 2 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации налог представляет собой денежный платеж, так как обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с момента предъявления в банк поручения на уплату соответствующего налога при наличии достаточного денежного остатка на счете налогоплательщика, а при уплате налогов наличными денежными средствами - с момента внесения денежной суммы в счет уплаты налога в банк или кассу органа местного самоуправления либо организацию связи Государственного комитета Российской Федерации по связи и информатизации. Обязанность по уплате налога также считается исполненной после вынесения налоговым органом или судом решения о зачете излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов.

Таким образом, законодателем установлено, что возврату налогоплательщику в предусмотренном статьей 78 Налогового кодекса Российской Федерации порядке подлежит лишь та сумма налога, которая излишне внесена им в денежной форме в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд).

Суд кассационной инстанции считает, что заявителем кассационной жалобы не представлены доказательства о внесении суммы страховых взносов денежными средствами (в оспариваемой части) в Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и, соответственно, не подтверждено право на получение из федерального бюджета излишне уплаченных страховых взносов.

Кроме того, не основанной на положениях законодательства о налогах и сборах является ссылка общества на применение для разрешения рассматриваемого спора нормативных правовых актов Министерства Российской Федерации по налогам и сборам и Министерства финансов Российской Федерации, так как в соответствии с пунктом 1 статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации названные акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Учитывая изложенное, суд кассационной инстанции находит обжалуемые решение и постановление апелляционной инстанции законными и обоснованными, а кассационную жалобу - не подлежащей удовлетворению.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 июня 2003 года и постановление апелляционной инстанции от 25 августа 2003 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-5793/03-С3с оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Н.М.ЮДИНА