Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 05.11.2003 N А78-1288/03-С2-21/56-Ф02-3787/03-С1 Суд правомерно признал недействительным решение налогового органа в части взыскания пени по налогу на пользователей автодорог, так как законодательством не установлены сроки уплаты данного налога.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 5 ноября 2003 г.

Дело N А78-1288/03-С2-21/56-Ф02-3787/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Юдиной Н.М.,

судей: Борисова Г.Н., Брюхановой Т.А.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному административному району города Читы на решение от 27 июня 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1288/03-С2-21/56 (суд первой инстанции: Куликова Н.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество (ОАО) “Нефтемаркет“ обратилось в Арбитражный суд Читинской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса
Российской Федерации, к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Железнодорожному административному району города Читы (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения от 21.03.2003 N 2902 в части взыскания 96491 рубля 44 копеек пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2001 год за счет денежных средств, находящихся на счетах в банках.

Решением от 27 июня 2003 года заявленные требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции и направить дело на новое рассмотрение.

Заявитель кассационной жалобы считает ошибочным вывод суда о том, что срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог законодательно не установлен.

По мнению заявителя, такой срок уплаты налога установлен пунктом 10 Порядка образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1.

При этом налоговая инспекция указывает, что приостановление действия указанного постановления Верховного Совета Российской Федерации Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ не устраняет обязанности по уплате налога и не изменяет его сроки уплаты, так как Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в части установления обязанности уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являлся действующим.

Также в кассационной жалобе заявитель указывает на соответствие выставляемого требования об уплате налога и пени положениям статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации и считает, что Налоговый кодекс Российской Федерации не предусматривает последствий пропуска срока направления требования. По мнению заявителя, пропуск налоговым органом срока направления требования не может являться основанием для прекращения обязанностей налогоплательщика
по уплате налогов и пени.

Отзыв на кассационную жалобу не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены, своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив правильность применения норм материального и процессуального права Арбитражным судом Читинской области в соответствии с полномочиями, предоставленными статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, кассационная инстанция приходит к следующему.

Как установлено Арбитражным судом Читинской области, налоговой инспекцией было направлено обществу требование от 01.03.2003 N 495 об уплате в добровольном порядке в срок до 20.03.2003 в том числе пени в сумме 184977 рублей 18 копеек за несвоевременную уплату налога на пользователей автомобильных дорог.

Неисполнение налогоплательщиком требования N 495 в установленный срок явилось основанием для принятия заместителем руководителя налоговой инспекции 21.03.2003 решения N 2902 о взыскании за счет денежных средств, находящихся на счетах ОАО “Нефтемаркет“, в том числе 184977 рублей 18 копеек пени по налогу на пользователей автомобильных дорог за 2000 - 2001 годы.

ОАО “Нефтемаркет“ обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным решения налогового органа в части взыскания 96491 рубля 44 копеек пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный фонд за 2001 год.

Вывод арбитражного суда о признании недействительным решения от 21.03.2003 N 2902 в части взыскания пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд является правильным.

В соответствии с пунктами 1, 3 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пеней признается установленная названной статьей денежная сумма, которую налогоплательщик должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм налогов или сборов
в более поздние по сравнению с установленными законодательством о налогах и сборах сроки. Пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.

Устанавливающий обязанность по уплате налога на пользователей автомобильных дорог Закон Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ не содержит указания на сроки исполнения налогоплательщиками обязанности по уплате данного налога.

Статьей 2 названного Закона предусмотрено, что порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда определяется федеральным законом, а порядок образования и использования средств территориальных дорожных фондов - законами субъектов Российской Федерации.

Утвержденный постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 Порядок образования и использования Федерального дорожного фонда Российской Федерации, определяющий сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог, регулирует лишь правоотношения, связанные с формированием Федерального дорожного фонда. Более того, действие названного постановления в связи с упразднением Федерального дорожного фонда приостановлено на 2001, 2002 годы.

Как правильно указал арбитражный суд законодательными актами Читинской области, в том числе Законом Читинской области от 25.04.1996 N 36-ЗЧО “О дорожном фонде Читинской области“, срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд Читинской области не установлен.

Таким образом, начисление и взыскание налоговой инспекцией пеней за несвоевременную уплату обществом налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд является неправомерным.

С учетом вышеизложенного не могут быть приняты во внимание доводы налогового органа, изложенные в кассационной жалобе.

При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции считает, что решение суда первой инстанции соответствует законодательству, материалам дела и отмене или
изменению не подлежит.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 27 июня 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-1288/03-С2-21/56 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Н.М.ЮДИНА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Т.А.БРЮХАНОВА