Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.10.2003 N А10-961/03-20-Ф02-3142/03-С1 Суд правомерно признал не действующим с момента принятия постановление Региональной энергетической комиссии в части установления тарифа на электрическую энергию для железнодорожного транспорта как не соответствующее ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ“.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 октября 2003 г. Дело N А10-961/03-20-Ф02-3142/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Кадниковой Л.А.,

судей: Мироновой И.П., Евдокимова А.И.,

при участии в судебном заседании: представителей открытого акционерного общества “Бурятэнерго“ - Олзоева С.И. (доверенность от 01.04.2003 N 087), Региональной энергетической комиссии Республики Бурятия - Чебуниной О.И. (доверенность от 04.01.2003 N 1), Федерального государственного унитарного предприятия “Восточно-Сибирская железная дорога“ - Рябининой Б.П. (доверенность от 08.08.2002 N 445), Семенова С.Ю. (доверенность от 22.10.2003 N 538),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Региональной энергетической комиссии Республики Бурятия на решение от
18 июля 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-961/03-20 (суд первой инстанции: Григорьева И.Ю., Найданов О.С., Чекризов М.Л.),

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Восточно-Сибирская железная дорога“ (далее - ФГУП “ВСЖД“) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с заявлением к Региональной энергетической комиссии (далее - РЭК), которое в уточненном виде состояло в признании постановления РЭК РБ N 1/7 от 25.10.2002 в редакции постановления РЭК РБ N 1/8 от 26.11.2002 не соответствующим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, указанным в основании иска, и не действующим с момента его принятия в части установления тарифа на электрическую энергию для железнодорожного транспорта (электротяга).

Дело рассмотрено с участием третьего лица на стороне РЭК РБ - открытого акционерного общества “Бурятэнерго“.

Решением суда первой инстанции от 18 июля 2003 года по делу N А10-961/03-20 постановление Региональной энергетической комиссии Республики Бурятия от 25.10.2002 N 1/7 “О тарифах на электрическую энергию для промышленных потребителей менее 750 кВА и сельхозпотребителей“ в редакции постановления Региональной энергетической комиссии Республики Бурятия от 26.11.2002 N 1/8 “О внесении изменений в постановление РЭК РБ N 1/7 от 25.10.2002 “О тарифах на электрическую энергию для промышленных потребителей менее 750 кВА и сельхозпотребителей“ в части установления тарифа на электрическую энергию для железнодорожного транспорта (электротяга) признано не соответствующим Федеральному закону от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ и не действующим в данной части.

В апелляционной инстанции дело не проверялось.

В кассационной жалобе РЭК РБ заявляет требование о проверке законности судебного акта по основаниям неправильного применения части 1 статьи 150, статьи 192, пункта
2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пункта 24 Правил государственного регулирования и применения тарифов (цен) на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации (утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 2260).

Как указывает заявитель кассационной жалобы, решение по делу об оспаривании нормативного правового акта могло быть принято судом только в отношении действующего нормативного правового акта.

Представитель заявителя кассационной жалобы поддержала доводы кассационной жалобы. С такой же позицией, изложенной также и в отзыве на кассационную жалобу, выступила представитель ОАО “Бурятэнерго“.

Представитель ФГУП “ВСЖД“ считает решение суда законным.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Как усматривается из материалов дела, 25 октября 2002 года Региональной энергетической комиссией Республики Бурятия принято постановление N 1/7 “О тарифах на электрическую энергию для промышленных потребителей менее 750 кВА и сельхозпотребителей“, которым промышленным потребителям менее 750 кВА, электрифицированному городскому транспорту, сельхозпотребителям установлены тарифы на электрическую энергию с 1 ноября 2002 года. Пунктом 3 названного постановления предусмотрено, что для потребителей, не указанных в настоящем протоколе, в том числе для железнодорожного транспорта (электротяга), тарифы на электрическую энергию Ф.И.О. утвержденных постановлением РЭК РБ N 1/1 от 01.03.2002.

Постановлением Региональной энергетической комиссии Республики Бурятия от 26 ноября 2002 года N 1/8 внесены изменения в постановление РЭК РБ от 25.10.2002 N 1/7 “О тарифах на электрическую энергию для промышленных потребителей менее 750 кВА и сельхозпотребителей“. Принятие данного постановления вызвано необходимостью устранения описок, в связи с чем в пункте 3 постановления РЭК РБ N 1/7 слова “протоколе“ и “сохранить“ изменены на “постановление“ и “установить“ соответственно.

Судом было установлено, что на момент принятия
Региональной энергетической комиссией Республики Бурятия постановления N 1/7 от 25 октября 2002 года и внесения изменений в указанное постановление путем принятия постановления N 1/8 от 26 ноября 2002 года действовали Методические указания, утвержденные ФЭК РФ 31.07.2002.

Как следует из представленных РЭК РБ расчетов тарифов на электрическую энергию по энергосистеме Бурятии, таблицы N 33, письменного отзыва РЭК РБ от 30.06.2003 N РЭК-311, расчет и установление тарифов для потребителей электрической энергии, в том числе для железнодорожного транспорта, Региональной энергетической комиссией Республики Бурятия произведен на основании Методических указаний о порядке расчета тарифов на электрическую и тепловую энергию на потребительском рынке, утвержденных приказом ФЭК России от 16 апреля 1997 года (л.д. 55 - 101, 49 - 52).

Суд пришел к правильному выводу о том, что применение РЭК другого порядка расчета при установлении тарифов на электрическую энергию существенным образом нарушает права и законные интересы заявителя, требования Федерального закона Российской Федерации от 14.04.1995 N 41-ФЗ “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“, постановления Правительства Российской Федерации от 02.04.2002 N 226 “О ценообразовании в отношении электрической и тепловой энергии“, постановления Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации от 31.07.2002 N 49-э/8 “Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке“.

Заявитель кассационной жалобы по существу экономической обоснованности установленных им тарифов возражений не привел, полагая, что дело не подлежало рассмотрению по существу, так как оспариваемое постановление РЭК РБ уже не действовало.

Между тем, как видно из материалов дела, ФГУП “ВСЖД“ обратилось в арбитражный суд с заявлением 14.03.2003, то есть в
период, когда оспариваемое постановление РЭК РБ не было отменено постановлением РЭК РБ от 15.05.2003 N 1/8 с 1 июня 2003 года.

Дело рассмотрено как дело об оспаривании нормативного правового акта по правилам главы 23 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

При таких условиях в силу части 2 статьи 195 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд по результатам рассмотрения дела об оспаривании нормативного правового акта принимает одно из следующих решений:

1) о признании оспариваемого акта или отдельных его положений соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу;

2) о признании оспариваемого нормативного правового акта или отдельных его положений не соответствующими иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, и не действующими полностью или в части.

Следовательно, суд обоснованно рассмотрел дело по существу за отсутствием оснований к прекращению производства по делу.

Довод о том, что оспариваемое постановление в связи с тем, что оно утратило силу, не может быть приведено РЭК в соответствие с законом, проверен, однако учтен быть не может. Названный довод не содержит оснований для изменения или отмены судебного акта (статья 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

По изложенным мотивам решение от 18 июля 2003 года следует оставить в силе.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 18 июля 2003 года Арбитражного суда Республики Бурятия по делу N А10-961/03-20 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.А.КАДНИКОВА

Судьи:

И.П.МИРОНОВА

А.И.ЕВДОКИМОВ