Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 08.07.2003 N А74-4024/02-К2-Ф02-2052/03-С2 Суд, установив в ходе рассмотрения дела, что статья расходов по возмещению льгот, регламентированных Законом РФ “О донорстве крови и ее компонентов“, в региональном бюджете субъекта Федерации и местном бюджете муниципального образования не предусмотрена, обоснованно взыскал убытки истца за счет казны РФ.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности
и обоснованности решений (постановлений)
арбитражных судов, вступивших в законную силу
от 8 июля 2003 г. Дело N А74-4024/02-К2-Ф02-2052/03-С2
Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:
председательствующего Герасимовой О.Л.,
судей: Орлова А.В., Рюмкиной М.Д.,
при участии в судебном заседании:
от ответчика - Министерства финансов Российской Федерации - Гитера В.Я. (нотариальная доверенность в порядке передоверия от 13 января 2003 года),
рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства финансов Российской Федерации на решение от 2 марта 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4024/02-К2 (суд первой инстанции: Т.Н.Сидельникова),
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие “Абазинское городское жилищно-коммунальное хозяйство“ (МУП “Абазинское ЖКХ“) обратилось в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к Министерству финансов Российской Федерации, Министерству финансов и экономики Республики Хакасия, отделу труда и социального развития администрации Таштыпского района, администрации города Абазы о взыскании 51661 рубля 69 копеек, составляющих сумму убытков, причиненных невозмещением компенсации льгот, предоставленных по оплате жилищных и коммунальных услуг в соответствии с Законом Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ за период с 01.01.2002 по 01.10.2002.
В соответствии со статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец уточнил исковые требования и просил взыскать 67573 рубля 76 копеек, составляющих сумму убытков за период с 01.01.2002 по 31.12.2002.
Решением от 2 марта 2003 года исковые требования удовлетворены за счет Министерства финансов Российской Федерации. В иске к остальным ответчикам отказано.
В апелляционной инстанции законность и обоснованность принятого по делу решения не проверялись.
Не согласившись с решением от 2 марта 2003 года, Министерство финансов Российской Федерации обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить обжалуемый судебный акт и принять новое решение.
Как полагает заявитель кассационной жалобы, действующим законодательством не предусмотрен порядок реализации Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“.
Кроме того, самим Законом не определено, за счет средств какого бюджета должны возмещаться продекларированные льготы.
Вины Министерства финансов Российской Федерации в том, что в федеральном бюджете не предусмотрены денежные средства на компенсацию предоставленных льгот, нет.
В отзыве Министерства финансов и экономики Республики Хакасия указывается на необоснованность изложенных в кассационной жалобе доводов и ставится вопрос об оставлении принятого по делу решения без изменения.
Присутствующий в заседании представитель Министерства финансов Российской Федерации поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Другие лица, участвующие в деле, надлежащим образом уведомлены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, однако своих представителей в судебное заседание не направили. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации препятствий для рассмотрения дела в суде кассационной инстанции не имеется.
Проверив материалы дела в пределах, предоставленных главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Согласно исковому заявлению МУП “Абазинское ЖКХ“ материально-правовым требованием указало взыскание убытков в виде неполученного дохода.
Основанием иска является неисполнение надлежащим образом Российской Федерацией обязанности по возмещению расходов по предоставлению льгот гражданам, возложенной на государство Законом Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“.
В обоснование права требования истцом представлены:
- реестр льготников на возмещение за 2002 год;
- решение Абазинского городского Совета депутатов N 149 от 30.07.2001 “Об утверждении тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения г. Абазы“,
- выписка из решения Региональной энергетической комиссии Республики Хакасия N 15 от 09.06.2001 “Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию для потребителей, рассчитывающихся с ОАО “Хакасэнерго“;
- выписка из постановления Региональной энергетической комиссии Республики Хакасия N 8 от 29.01.2002 “Об утверждении тарифов на электрическую и тепловую энергию потребителей, расположенных на территории Республики Хакасия“;
- письмо администрации города Абазы N 1412 от 24.01.2003 о том, что финансирование льгот, предоставленных донорам на 2001 - 2002 годы, в бюджет города не включалось и из вышестоящего бюджета не поступало, в связи с чем выставленные для оплаты счета возвращаются;
- решение Абазинского городского Совета депутатов N 166 от 03.06.2002 “О бюджете города Абазы на 2002 год“, в соответствии с которым финансирование компенсации льгот для доноров не предусмотрено;
- письмо N 30 от 16.01.2003 МУП “Абазинское ЖКХ“, адресованное главе муниципального образования города Абазы с требованием оплатить счета на возмещение предоставленных льгот в 2002 году согласно Закону Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“;
- лицевые счета квартиросъемщиков;
- счета-фактуры;
- расчет сумм начисленных льгот по виду льготы.
Невозмещение затрат в сумме 67573 рублей 76 копеек явилось основанием для обращения МУП “Абазинское ЖКХ“ в суд с настоящим иском.
Суд первой инстанции, рассмотрев требования истца, пришел к выводу о том, что Российская Федерация свои обязанности по финансированию оплаты жилья и коммунальных услуг по Закону Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ не исполнила, в связи с чем на основании статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации требования удовлетворены за счет казны Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации.
Решение суда является законным и основанным на правильном применении норм материального и процессуального права к установленным по делу фактическим обстоятельствам.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ от 09.06.1993 N 5142-1 граждане, награжденные знаком “Почетный донор России“, имеют право на снижение до 50% размера оплаты коммунальных услуг.
На основании статьи 4 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ финансирование мероприятий по развитию, организации и пропаганде донорства крови и ее компонентов осуществляется на основе федеральной, республиканских, территориальных и местных программ за счет средств соответствующих бюджетов.
Данные программы до настоящего времени не разработаны, а средства, необходимые для обеспечения предоставленных льгот донорам, в законах (решениях) о федеральном, региональных и местных бюджетах, не предусматриваются.
Между тем из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в постановлении от 02.02.1999 по делу о проверке конституционности отдельных положений Уголовно-процессуального кодекса РСФСР, постановления Верховного Совета Российской Федерации “О порядке введения в действие Закона Российской Федерации “О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР “О судоустройстве РСФСР“, Уголовного кодекса РСФСР и Кодекса РСФСР об административных правонарушениях“ пробел в законодательном регулировании сохраняющихся в результате бездействия законодательных (представительных) органов государственной власти и представительных органов местного самоуправления в течение длительного времени, достаточного для его устранения, не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан.
В соответствии со статьей 2 Конституции Российской Федерации человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Статьей 41 Конституции Российской Федерации определено, что каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.
Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 09.04.2002 N 68-О “По запросу Арбитражного суда Республики Карелия о проверке конституционности пункта 5 статьи 83 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статей 4 и 11 Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ предусмотрено, что впредь до надлежащего урегулирования порядка применения Закона Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“ и принятии федерального закона, предусматривающего распределение соответствующих расходов между бюджетами всех уровней, расходы по предоставляемым льготам должны производиться за счет средств федерального бюджета.
В соответствии со статьями 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации убытки, причиненные юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, подлежат взысканию за счет средств казны - соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны местного самоуправления.
Суд первой инстанции, установив в ходе рассмотрения дела, что статья расходов по возмещению льгот, регламентированных Законом Российской Федерации “О донорстве крови и ее компонентов“, в региональном бюджете Республики Хакасия и местном бюджете города Абазы не предусмотрена, обоснованно взыскал убытки МУП “Абазинское ЖКХ“ в размере 67573 рублей 76 копеек за счет казны Российской Федерации в лице Министерства Российской Федерации.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования в суде первой инстанции. Оснований для иной оценки изложенных в кассационной жалобе доводов у суда кассационной инстанции не имеется.
Расходы по государственной пошлине по кассационной жалобе в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относятся на ответчика, однако в силу Закона Российской Федерации “О государственной пошлине“ последний освобожден от ее уплаты.
Руководствуясь статьями 110, 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 2 марта 2003 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4024/02-К2 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
О.Л.ГЕРАСИМОВА
Судьи:
А.В.ОРЛОВ
М.Д.РЮМКИНА