Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 18.03.2003 N А78-5790/02-С2-10/205-Ф02-659/03-С1 Довод налоговой инспекции о том, что применение сниженных размеров ставок обязательных платежей противоречит Налоговому кодексу Российской Федерации, несостоятелен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 18 марта 2003 г.

Дело N А78-5790/02-С2-10/205-Ф02-659/03-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Кадниковой Л.А., Евдокимова А.И.,

при участии в судебном заседании представителя Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда России - Единая пенсионная служба по Читинской области Стародумовой Е.Г. (доверенность от 02.09.2002 N 82), индивидуального предпринимателя Бакшаева А.В. (ан 17.12.2002 ОВО Ингодинского района),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственного учреждения Отделение Пенсионного фонда России - Единая пенсионная служба по Читинской области на решение от 7 октября 2002 года и постановление апелляционной
инстанции от 20 января 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-5790/02-С2-10/205 (суд первой инстанции: Лешукова Т.О.; суд апелляционной инстанции: Желтоухов Е.В., Матанцева А.А., Горкин Д.С.),

УСТАНОВИЛ:

Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации - Единая пенсионная служба по Читинской области (ГУ ОПФР - ЕПС) обратилась в Арбитражный суд Читинской области с иском, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к индивидуальному предпринимателю Ф.И.О. о взыскании с него страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в сумме 175041 рубль за период 1999 года.

Решением суда от 7 октября 2002 года иск удовлетворен частично. С индивидуального предпринимателя Бакшаева А.В. взысканы страховые взносы в пенсионный фонд в сумме 55313 рублей 86 копеек. Также с предпринимателя Бакшаева А.В. в доход федерального бюджета взысканы расходы по государственной пошлине в сумме 2259 рублей 41 копейка.

В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 20 января 2003 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба, без удовлетворения.

Обжалуя судебные акты, заявитель просит отменить решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального права.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Принимая участие в судебном заседании, представитель ГУ ОПФР - ЕПС по Читинской области поддержала доводы жалобы и просила отменить судебные акты и удовлетворить иск в полном объеме.

Предприниматель Бакшаев А.В. возразил на доводы кассационной жалобы и просил оставить решение и постановление без изменения.

Как следует из материалов дела, в 1998 - 2000 годах Бакшаев А.В. расчетные ведомости по страховым взносам не представлял. Согласно декларации о доходах 1999
года, представленной в ИМНС РФ по Ингодинскому административному району города Читы 03.05.2000, чистый доход предпринимателя, подлежащий обложению страховыми взносами составил 887243 рубля. Страховые взносы по ставке 20,6%, установленной Федеральным законом “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации“ от 04.01.1999 N 1-ФЗ, исчислены истцом в размере 182772 рубля. За минусом переплаты взносов за 1998 год в размере 7731 рубль, задолженность предпринимателя Бакшаева А.В. по страховым взносам за 1999 год по уточненному расчету истца составила 175041 рубль.

В материалах дела имеется акт сверки расчетов плательщика страховых взносов с Пенсионным фондом Российской Федерации по состоянию на 15 июля 2001 года, который предпринимателем не подписан. В названном документе сумма задолженности по состоянию на 01.01.2001 указана в размере 14329 рублей.

Требование Пенсионного фонда от 2 июля 2002 года, направленное предпринимателю, в добровольном порядке не исполнено, в связи с чем ГУ ОПФР - ЕПС Читинской области обратилось в суд.

Удовлетворяя иск в части взыскания с предпринимателя Ф.И.О. недоимки в сумме 55313 рублей 86 копеек, суд исходил из того, что отсутствие во вводном законе второй части Налогового кодекса от 06.02.2002 соответствующей нормы, распространяющей ее действие, в случае неисчисления и неуплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации на правоотношения по уплате взносов в 1999 - 2000 годы, не может служить безусловным основанием для невозможности применения новых ставок отчислений при уплате страховых взносов в период нового правового регулирования.

Проверив доводы кассационной жалобы, заслушав мнения представителей сторон, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований к отмене обжалуемых судебных актов и отмене решения
и постановления апелляционной инстанции, принятых по настоящему делу.

Постановлением Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П (пункт 1 резолютивной части) признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации положения пунктов “б“ и “в“ статьи 1 Федерального закона от 4 января 1999 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год“ и абзацев третьего и шестого пункта 1 статьи 1 Федерального закона от 30 марта 1999 года “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1998 год“ в отношении правового регулирования страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в форме установления размера отчисления в размере 20,6%, в том числе для индивидуальных предпринимателей.

В соответствии с данным правовым актом Конституционного Суда Российской Федерации (пункт 3 резолютивной части) положения Федерального закона от 20 ноября 1999 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год“, как воспроизводящие нормы Федерального закона от 4 января 1999 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год“, признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, подлежащими пересмотру в установленном порядке.

Вместе
с тем Конституционный Суд Российской Федерации (пункт 4 резолютивной части данного постановления) указал на то, что впредь до установления законодателем нового правового регулирования индивидуальные предприниматели, занимающиеся частной практикой нотариусы, главы крестьянских (фермерских) хозяйств и адвокаты уплачивают в Пенсионный фонд Российской Федерации страховые взносы за 1999 и 2000 годы в установленном Федеральными законами от 4 января 1999 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 1999 год“ и от 20 ноября 1999 года “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования на 2000 год“ в размере 20,6% от заработка (дохода). После введения нового правового регулирования излишне уплаченные страховые взносы подлежат зачету в счет будущих платежей.

С вступлением в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации страховые взносы в государственные внебюджетные фонды заменены уплатой единого социального налога. Статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации установлены ставки единого социального налога, зачисляемого в части в Пенсионный фонд РФ.

Следовательно, с введением в действие главы 24 “Единый социальный налог“ законодателем установлено новое правовое регулирование исчисления и уплаты обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации со стороны индивидуальных предпринимателей.

Не может быть принят во внимание довод заявителя кассационной жалобы о том, что в соответствии со статьей 10 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“ (Федеральный закон)
от 05.08.2000 N 118-ФЗ должен применяться прежний размер ставки обязательного платежа в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в редакции Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) недоимка (задолженность по уплате налогов и взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования), образовавшаяся на 1 января 2001 года, и соответствующие пени исчисляются и уплачиваются в порядке, действующем до введения в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, а по задолженности, образовавшейся после 1 января 2001 года, пени исчисляются и уплачиваются в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Вместе с тем, в соответствии со статьей 6 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“ решения Конституционного Суда Российской Федерации обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений, организаций, должностных лиц, граждан и их объединений.

Кроме того, в период с даты вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 23 декабря 1999 года N 18-П до даты вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации федеральный законодатель специально не предусмотрел новое правовое регулирование размера ставок обязательных платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Анализ указанных правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в вышеназванном постановлении в системной взаимосвязи с нормами, содержащимися в статье 6, частях 2 и 3 статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, в части 1 статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в
ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) позволяет сделать вывод о том, что после вступления в силу части второй Налогового кодекса Российской Федерации недоимка по страховым взносам в Пенсионный фонд Российской Федерации, образовавшаяся за период 1999 - 2000 годы, должна рассчитываться с учетом ставки, установленной статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации.

Иное истолкование и применение части 1 статьи 10 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ (в ред. Федерального закона от 24.03.2001 N 33-ФЗ) по данному делу по существу означало бы преодоление правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, что недопустимо в силу требований статьи 6, частей 2 и 3 статьи 79 Федерального конституционного закона “О Конституционном Суде Российской Федерации“, и фактически привело бы к невозможности устранения нарушенных конституционных прав предпринимателя Ф.И.О.

Довод налоговой инспекции о том, что применение сниженных размеров ставок обязательных платежей, установленных статьей 241 Налогового кодекса Российской Федерации, противоречит пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации, несостоятелен.

Согласно пункту 4 статьи 5 Налогового кодекса Российской Федерации акты законодательства о налогах и сборах, отменяющие налоги и (или) сборы, снижающие размеры ставок налогов (сборов), устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей или иным образом улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо предусматривают это.

Страховые взносы в размере 20,6%, отчисляемые индивидуальными предпринимателями в Пенсионный фонд Российской Федерации, в установленном порядке были признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации и подлежали пересмотру, в связи с чем данное законодательное положение не может быть применено при рассмотрении настоящего дела, поскольку речь по смыслу указанной нормы идет о снижении размера законно установленных ставок налогов и
сборов.

При указанных обстоятельствах решение и постановление апелляционной инстанции, принятые по настоящему делу Арбитражным судом Читинской области отмене не подлежат.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 284, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 7 октября 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 20 января 2003 года Арбитражного суда Читинской области по делу N А78-5790/02-С2-10/205 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

А.И.ЕВДОКИМОВ

Л.А.КАДНИКОВА