Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 20.12.2002 N А33-6347/02-С3а-Ф02-3740/02-С1 Суд отказал в удовлетворении исковых требований о привлечении к налоговой ответственности за неуплату сумм акцизов на природный газ, указав на то, что налоговый орган не представил доказательств их неправильного расчета.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 20 декабря 2002 г.

Дело N А33-6347/02-С3а-Ф02-3740/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Елизовой Н.М., Борисова Г.Н.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску на решение от 10 июля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 10 сентября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6347/02-С3а (суд первой инстанции: Гурский А.Ф., Порватов В.Ф., Фролов Н.Н.; суд апелляционной инстанции: Бычкова О.И., Иванова
Е.А., Колесникова Г.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Норильскгазпром“ (ОАО “Норильскгазпром“) обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску (налоговая инспекция) о признании недействительным решения N 03-95 от 04.04.2002 о привлечении к налоговой ответственности, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации, в виде штрафа в размере 95204 рубля за неуплату акциза на природный газ.

Решением от 10 июля 2002 года Арбитражного суда Красноярского края исковые требования ОАО “Норильскгазпром“ удовлетворены полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 10 сентября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края решение арбитражного суда первой инстанции оставлено без изменения.

Не согласившись с решением и постановлением Арбитражного суда Красноярского края, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся по делу судебные акты отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО “Норильскгазпром“.

Обжалуя решение суда, заявитель ставит вопрос о проверке его законности.

По мнению налоговой инспекции, Арбитражным судом Красноярского края применен правовой акт, не подлежащий применению - Нормативы расхода природного газа, используемого на собственные технологические нужды на 2001 год, по нефтегазодобывающим и газодобывающим предприятиям.

Заявитель кассационной жалобы считает, что в случае, если указанные Нормативы являются нормативным правовым актом, они не могли быть применены Арбитражным судом Красноярского края, так как не прошли установленную законодательством процедуру их принятия и опубликования.

Кроме того, по мнению налоговой инспекции в случае, если указанные нормативы не являются нормативным правовым актом, они также не могли быть применены Арбитражным судом Красноярского края, так как ненормативный правовой акт не содержит общеобязательных предписаний.

Налоговая
инспекция считает, что, так как налоговым периодом для акцизов на природный газ является календарный месяц, а указанные Нормативы определяют норматив на весь 2001 год, Нормативы не могут быть применены, потому что невозможно определить их величину на каждый налоговый период.

ОАО “Норильскгазпром“ представлен отзыв на кассационную жалобу, в которой истец считает состоявшиеся по делу судебные акты законными и обоснованными, а кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы, изложенные в кассационной жалобе и отзыве на кассационную жалобу, заслушав представителей сторон, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований к удовлетворению жалобы и отмене состоявшихся по делу судебных актов.

Из материалов дела усматривается, что 25.01.2002 налоговой инспекцией была получена декларация по акцизам на подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье ОАО “Норильскгазпром“ за декабрь 2001.

По результатам камеральной проверки 04.04.2002 налоговой инспекцией вынесено решение N 03-95 о привлечении ОАО “Норильскгазпром“ к налоговой ответственности за неуплату акцизов на природный газ, предусмотренной пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафа в размере 95204 рубля. Кроме того, указанным решением ОАО “Норильскгазпром“ предложено уплатить в бюджет недоимку по акцизам на природный газ в сумме 476018 рублей и пени в сумме 21784 рублей 86 копеек.

Направленное требование об уплате налога N 03-95 ОАО “Норильскгазпром“ в добровольном порядке не исполнено.

Основанием для привлечения ОАО “Норильскгазпром“ к налоговой ответственности явилось неправомерное по мнению налоговой инспекции освобождение от налогообложения акцизами операций по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций.

Согласно подпункту 9 пункта
1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) операции по использованию природного газа на собственные технологические нужды газодобывающих и газотранспортных организаций в пределах нормативов, обусловленных технологиями подготовки и транспортировки газа, утверждаемых в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Порядок утверждения указанных нормативов определен Постановлением Правительства Российской Федерации “О порядке утверждения нормативов использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды“ от 22.01.2001 N 45.

Согласно пункту 1 указанного Постановления нормативы использования газодобывающими и газотранспортными организациями природного газа на собственные технологические нужды утверждаются Министерством энергетики Российской Федерации по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

В соответствии с указанным пунктом Нормативы расхода природного газа, используемого на собственные технологические нужды на 2001 год, по нефтегазодобывающим и газодобывающим предприятиям были утверждены решением Министерства энергетики Российской Федерации от 08.06.2001 по согласованию с Министерством экономического развития и торговли Российской Федерации.

Пунктом 21 указанных Нормативов, определены нормативы расхода газа на собственные технологические нужды для ОАО “Норильскгазпром“, которые и применялись им при расчете сумм акцизов на природный газ, подлежащих уплате.

Довод кассационной жалобы о применении Арбитражным судом Красноярского края правового акта, не подлежащего применению, не может быть принят судом кассационной инстанции по следующим основаниям.

Нормативы распространяются на ограниченное число хозяйствующих субъектов, в силу чего не являются нормативным правовым актом и не нуждаются в государственной регистрации.

Вместе с тем, принятие нормативов предусмотрено подпунктом 9 пункта 1 статьи 183 Налогового кодекса Российской Федерации; они приняты в соответствие с порядком, определенным Постановлением Правительства Российской Федерации, в связи с чем они являются обязательными для применения как указанными в них хозяйствующими
субъектами, так и арбитражными судами.

Не принимается довод кассационной жалобы о несоответствии периода применения освобождения от уплаты акцизов, указанного в нормативах (1 год) налоговому периоду (1 календарный месяц).

Из материалов дела усматривается, что применяемую величину (2,8%) природного газа, используемую для освобождения от уплаты акцизов ОАО “Норильскгазпром“ определил расчетным путем.

Согласно пункту 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. При этом обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия государственными органами, органами местного самоуправления, иными органами, должностными лицами оспариваемых актов, решений, совершения действий (бездействия), возлагается на соответствующие орган или должностное лицо.

Налоговой инспекцией не представлено доказательств неправильного расчета ОАО “Норильскгазпром“ указанных нормативов.

При таких обстоятельствах, у Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа, отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.

Исходя из изложенного и руководствуясь статьями 284, 287 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10 июля 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 10 сентября 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-6347/02-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Н.М.ЕЛИЗОВА

Г.Н.БОРИСОВ