Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.10.2002 N А33-4463/02-С3а-Ф02-2887/02-С1 Суд правомерно удовлетворил иск в части признания недействительным решения налогового органа, поскольку условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, истцом выполнены.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 октября 2002 г.

Дело N А33-4463/02-С3а-Ф02-2887/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Шошина П.В.,

судей: Елфимовой Г.В., Елизовой Н.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску Красноярского края на решение от 28 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 31 июля 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4463/02-С3а (суд первой инстанции: Фролов Н.Н., Гурский А.Ф., Крицкая И.П.; суд апелляционной инстанции: Смольникова Е.Р., Плотников А.А., Бычкова
О.И.), принятых по иску общества с ограниченной ответственностью “Коммин - Про“ к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску Красноярского края о признании недействительным решения налогового органа,

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью (ООО) “Коммин - Про“ обратилось в Арбитражный суд Красноярского края с иском к Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Норильску Красноярского края (далее - налоговая инспекция) о признании недействительным решения налогового органа от 25.01.2002 N 1 и возложении на налоговый орган обязанности вынести решение о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Решением от 28 мая 2002 года, в части требования о признании недействительным решения налогового органа от 25.01.2002 N 1, иск удовлетворен.

Определением от 28 мая 2002 года, в части требования об обязании инспекции вынести решение о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, производство по делу прекращено.

Постановлением апелляционной инстанции от 31 июля 2002 года решение суда от 28 мая 2002 года оставлено без изменения.

В кассационной жалобе налоговая инспекция просит отменить принятые судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска.

В кассационной жалобе заявитель указывает, что истец не имел оснований претендовать на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, так как определение суммы выручки за три предшествующих последовательных календарных месяца не является возможным для субъектов малого предпринимательства, применяющих упрощенную систему налогообложения.

По мнению заявителя кассационной жалобы, истцом не выполнены требования статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации, к заявлению об освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость не приложены документы, подтверждающие право на такое освобождение. Исчисление суммы выручки
за три предшествующих последовательных календарных месяца по выписке из книги доходов и расходов не является возможным.

В отзыве на кассационную жалобу ООО “Коммин - Про“ указывает на законность и обоснованность принятых судебных актов.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 35 Налогового кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления от 13.09.2002 N 15100, от 18.09.2002 N 15099), но своих представителей в судебное заседание не направили, поэтому дело слушается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, 18 января 2002 года ООО “Коммин - Про“ обратилось в налоговую инспекцию с заявлением об освобождении от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость на период 12 месяцев, начиная с 01.01.2002.

По результатам проверки заявления, заместителем руководителя налоговой инспекции вынесено решение от 25.01.2002 N 1 об отсутствии у ООО “Коммин - Про“ права на освобождение от уплаты налога на добавленную стоимость в связи с отсутствием у него в 2001 году статуса плательщика налога на добавленную стоимость и представлением отчетности по упрощенной системе налогообложения, а также непредставлением документов по определенному перечню, указанному в типовой форме заявления, утвержденного Приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.01.2001 N БГ-3-03/23.

Принимая решение об удовлетворении иска, в части признания недействительным решения налогового органа от 25.01.2002 N 1, суд исходил из того, что условия освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога на добавленную стоимость, предусмотренные пунктами 1-3 статьи
145 Налогового кодекса Российской Федерации, выполнены ООО “Коммин - Про“, поэтому у налогового органа не было оснований для отказа в предоставлении такого права.

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает данный вывод суда правильным.

В соответствии с пунктом 1 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации организации и индивидуальные предприниматели имеют право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой налога, если за три предшествующих последовательных календарных месяца сумма выручки от реализации товаров (работ, услуг) этих организаций или индивидуальных предпринимателей без учета налога и налога с продаж не превысила в совокупности один миллион рублей.

Положения пункта 1 настоящей статьи не распространяются на организации и индивидуальных предпринимателей, реализующих подакцизные товары и подакцизное минеральное сырье, а также не применяются в отношении обязанностей, возникающих в связи с ввозом товаров на таможенную территорию Российской Федерации.

Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, должны представить соответствующее письменное заявление и документы, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и документы представляются не позднее 20-го числа месяца, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика. Форма такого заявления утверждается Министерством Российской Федерации по налогам и сборам.

В течение 10 дней, считая со дня представления указанных документов, налоговые органы производят их проверку и выносят решение о правомерности освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика либо об отсутствии права на освобождение.

Материалами дела подтверждается, что ООО “Коммин - Про“ обратилось в инспекцию с заявлением об освобождении его от исполнения обязанностей налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость, указав в заявлении объем выручки
от реализации товаров (работ, услуг) за три месяца в размере 444,7 тысяч рублей и представив выписку из книги учета доходов и расходов за октябрь, ноябрь и декабрь 2001 года.

Факт представления истцом таких документов, ответчиком не опровергается.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что формой заявления, утвержденной приказом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 29.01.2001 N БГ-3-03/23, установлена обязанность для всех субъектов налоговых правоотношений представлять в налоговые органы определенные документы, в том числе и налоговые декларации по налогу на добавленную стоимость, подтверждающие право на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, не основан на нормах налогового законодательства.

В силу положений статьи 4 Налогового кодекса Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти в предусмотренных законодательством о налогах и сборах случаях могут издавать нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не могут изменять и дополнять законодательство о налогах и сборах.

Пунктом 3 статьи 145 Налогового кодекса Российской Федерации Министерству Российской Федерации по налогам и сборам предоставлено право утвердить только форму заявления на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, но не устанавливать дополнительные условия для налогового освобождения.

Кроме того, в 2001 году истец являлся субъектом малого предпринимательства, и представлял отчетность по упрощенной системе налогообложения, в связи с чем налоговая инспекция не вправе была требовать от него предоставление дополнительных документов, которые не велись организацией.

На основании изложенного, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения судебных актов.

Руководствуясь статьями 274, 286 - 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 мая 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 31 июля
2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-4463/02-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

П.В.ШОШИН

Судьи:

Г.В.ЕЛФИМОВА

Н.М.ЕЛИЗОВА