Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.08.2002 N А33-13854/01-С3а-Ф02-2353/02-С1 В иске о признании недействительным требования об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог отказано правомерно, так как на момент рассмотрения дела в суде недоимка погашена налогоплательщиком, что не может являться основанием для освобождения истца от обязанности уплаты пени.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 августа 2002 г.

Дело N А33-13854/01-С3а-Ф02-2353/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Пущиной Л.Ю.,

судей: Борисова Г.Н., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании представителей ОАО “Норильскгазпром“ Стеклянниковой В.Л. (доверенность N 20/5010 от 29.12.2001), Полиэктова А.Б. (доверенность N 20/5008 от 29.12.2001), представителя ИМНС РФ по г.Норильску Ломанцова Ю.А. (доверенность N 20334 от 20.08.2002),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Норильскгазпром“ на решение от 7 марта 2002 года и постановление от 18 июня 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу
N А33-13854/01-С3а (суд первой инстанции: Фролов Н.Н., Гурский А.Ф., Порватов В.Ф., суд апелляционной инстанции: Плотников А.А., Смольникова Е.Р., Иванова Е.А.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Норильскгазпром“ (далее - ОАО “Норильскгазпром“) обратилось к Инспекции Министерства по налогам и сборам Российской Федерации по городу Норильску (далее - налоговая инспекция) с иском о признании недействительным требования N 211 от 09.02.2001 об уплате пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в сумме 841150 рублей.

Решением от 7 марта 2002 года в иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 18 июня 2002 года решение оставлено без изменения, а апелляционная жалоба без удовлетворения.

Не согласившись с выводами судов первой и апелляционной инстанций, ОАО “Норильскгазпром“ обратилось в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты по делу, признать недействительным требование об уплате пени.

По мнению заявителя кассационной жалобы, законом не установлен срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог. Постановление Верховного совета Российской Федерации N 2235-1 от 10.07.1992 решение Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов N 170-м от 06.08.1992 не могут применяться при регулировании налоговых правоотношений, так как не являются законодательными актами.

Кроме того, требование налоговой инспекцией направлено с нарушением статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации, а именно не содержит срок уплаты налога.

Представители ОАО “Норильскгазпром“ в судебном заседании подтвердили доводы, изложенные в кассационной жалобе. Представитель налоговой инспекции с жалобой не согласен.

Выслушав представителей сторон, изучив материалы дела и проверив доводы кассационной жалобы, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Как видно из лицевой карточки налогоплательщика за 2001 год по налогу на пользователей
автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд следует, что у истца числилась недоимка по указанному налогу за период с 20.01.2001 по 09.02.2001, на которую начислены пени.

Налоговой инспекцией 09.02.2001 в адрес ОАО “Норильскгазпром“ было направлено требование N 211 об уплате задолженности, в том числе 841150 рублей пени в связи с несвоевременной уплатой налога на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд.

В материалах имеется уточненный расчет пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в территориальный дорожный фонд за указанный период.

Истец, не согласившись с действиями налоговой инспекции по начислению пени, обратился в арбитражный суд.

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не установил нарушений норм права, на которые указал заявитель кассационной жалобы.

Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении требований ОАО “Норильскгазпром“, правомерно исходили из того, что налог на пользователей автомобильных дорог установлен Законом Российской Федерации от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“, Законом Российской Федерации от 27.12.1991 N 2118-1 “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“.

Так, в соответствии со статьей 57 Конституции Российской Федерации, статьей 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан уплачивать законно установленные налоги.

Согласно статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения. Срок уплаты налога отнесен к элементам налогообложения.

Подпунктом “м“ пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ предусмотрено, что налоги, служащие источником образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации.

Срок уплаты налога на пользователей автодорог установлен пунктом 10 Порядка образования и
использования средств федерального дорожного фонда Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1, согласно которому предприятия, объединения, организации предприниматели и граждане перечисляют установленный Законом РСФСР “О дорожных фондах в РСФСР“ налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15 числа за прошедший месяц.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что срок уплаты названного налога не установлен законодательством о налогах и сборах, к которому относятся только Налоговый кодекс Российской Федерации и принятые в соответствии с ним федеральные законы, не обоснован.

В соответствии со статьей 107 Конституции РСФСР от 1978 года (с изменениями и дополнениями) Верховный Совет являлся постоянно действующим, законодательным, распорядительным и контрольным органом государственной власти Российской Федерации. Следовательно, указанное постановление принято в рамках его компетенции, определенной законодательством.

Приостановление действия Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 N 2235-1 Федеральным законом от 27.12.2000 N 150-ФЗ “О федеральном бюджете на 2001 год“ не означает устранение обязанности по уплате налога на пользователей автомобильных дорог и не изменяет сроки уплаты этого налога, так как Федеральный закон от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожных фондах в Российской Федерации“ в части установления обязанности уплаты налога на пользователей автомобильных дорог являлся действующим.

Кроме того, срок уплаты указанного налога в территориальный дорожный фонд установлен также Порядком образования и использования средств территориального дорожного фонда Красноярского края, утвержденным решением малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов от 06.08.1992 N 170-М.

Решение Малого Совета Красноярского краевого Совета народных депутатов также относится к законодательным актам субъекта Российской Федерации, поскольку согласно статье 1 Закона Российской Федерации N 2449-1 от 05.03.1992 “О краевом, областном Совете народных депутатов
и краевой, областной администрации“, действовавшего на момент принятия указанного решения, краевой, областной Совет народных депутатов являлся представительным органом государственной власти края, области.

В соответствии с пунктом 2 Определения Конституционного суда Российской Федерации от 10 апреля 2002 года N 83-О требование об установлении в законодательном порядке всех существенных элементов налогообложения, сформулированное в статье 17 Налогового кодекса Российской Федерации обязательно для тех налогов, которые устанавливаются и вводятся в действие после 1 января 1999 года.

Согласно статье 7 Федерального закона от 31.07.1998 N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ федеральные законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории Российской Федерации и не вошедшие в перечень актов, утративших силу, действуют в части, не противоречащей части первой Налогового Кодекса.

Таким образом, для налога на пользователей автомобильных дорог, предусмотренного Федеральным законом от 18.10.1991 N 1759-1 “О дорожном фонде в Российской Федерации“, введенным в действие в 1991 году, до приведения в соответствие с настоящим Кодексом действует прежний порядок уплаты налога.

Довод заявителя о том, что требование об уплате налога и пени направлено с нарушением статьи 69 Налогового кодекса Российской Федерации не может быть принят во внимание и выводы апелляционной инстанции о том, что отсутствие в требовании указания на срок исполнения обязательств, с учетом того обстоятельства, что истцом не оспаривается размер недоимки, и на момент рассмотрения дела в суде недоимка погашена налогоплательщиком, не может являться основанием для освобождения истца от обязанности уплаты пени Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа также считает правильными.

Из материалов дела следует, что истец не оспаривает арифметическую правильность расчета пени, произведенного налоговой
инспекцией.

При таких обстоятельствах кассационная инстанция считает судебные акты по делу законными и обоснованными и не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 7 марта 2002 года и постановление апелляционной инстанции от 18 июня 2002 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-13854/01-С3а оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Л.Ю.ПУЩИНА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

П.В.ШОШИН