Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.06.2002 N А19-14498/01-32-Ф02-1581/02-С1 Дело о взыскании пеней и штрафа за неуплату страховых взносов передано на новое рассмотрение, так как в мотивировочной части решения суда не указаны доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 19 июня 2002 г.

Дело N А19-14498/01-32-Ф02-1581/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Косачевой О.И., Шошина П.В.,

при участии в судебном заседании предпринимателя Ф.И.О. (паспорт серия VII-СТ N 738604) и представителя Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска Корниенко А.В. (доверенность N БР-11/01-7 от 04.01.2002),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. на решение от 28 января 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14498/01-32 (суд первой инстанции: Кродинова Л.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской
Федерации по налогам и сборам по Правобережному округу города Иркутска (далее ИМНС) обратилась с иском к предпринимателю Ф.И.О. о взыскании пеней в сумме 3 392 рублей и штрафа в сумме 1 585 рублей, а всего 4 977 рублей за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд, в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Решением суда от 28 января 2002 года исковые требования удовлетворены.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда не проверялись.

В кассационной жалобе предприниматель Белоусов М.Г. просит решение суда отменить. Заявитель кассационной жалобы считает, что статьи 23, 45, 75, 104, 115, 122 часть 1 Налогового кодекса Российской Федерации распространяются на налоги и сборы, к которым страховые взносы во внебюджетные фонды не относятся. Обязанность по уплате которых за проверяемый период регулировалась специальными законодательными актами. В соответствии с вышеизложенным заявитель кассационной жалобы считает правомерным применение к нему штрафных санкций, предусмотренных пунктом 7 Порядка уплаты страховых взносов и пунктом 77 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, то есть штраф должен был исчисляться в размере 10% от причитающихся к уплате сумм страховых взносов за весь период, в течение которого должны были уплачиваться взносы.

Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления NN 79989, 79990 от 28.05.2002).

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция находит решение суда подлежащим отмене.

Из материалов дела усматривается.

Белоусов М.Г. 20.07.98 зарегистрирован в качестве предпринимателя (свидетельство о государственной регистрации серии ИРП-1 N 1-00181) и является плательщиком страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд обязательного
медицинского страхования, Фонд социального страхования.

Выездной налоговой проверкой, проведенной Инспекцией МНС по Правобережному округу города Иркутска по вопросам соблюдения законодательства о налогах и сборах, правильности исчисления, полноты, своевременности перечисления страховых взносов в государственные внебюджетные фонды за период 1998 - 2000 годы, установлено неисчисление и неуплата страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: недоимка по страховым взносам составила за период 1998 - 1999 годы 6 341 рубль (акт проверки от 30.07.2001 N 19/1-18-50/1339дсп).

За несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации начислены пени в размере 2 526 рублей.

Вышеназванной проверкой установлено неисчисление и неуплата страховых взносов в Федеральный и Территориальный фонды обязательного медицинского страхования Российской Федерации: недоимка по страховым взносам с личных доходов в Территориальный фонд обязательного медицинского страхования составила за 1998 - 1999 годы 1 494 рубля, недоимка по страховым взносам с личных доходов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования составила за 1998-1999 годы 88 рублей.

За несвоевременную уплату страховых взносов в Федеральный и Территориальный фонды ОМС начислены пени в размере: 817 рублей в Территориальный ФОМС, 48 рублей - в Федеральный ФОМС.

Результаты проверки оформлены актом от 30.07.2001 N 19/1-18-50/1339дсп, на основании которого заместителем руководителя Инспекции принято решение от 06.09.2001 N ТР-19/1-18/1612дсп о привлечении предпринимателя Белоусова М.Г. к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации:

- за неуплату страховых взносов в Пенсионный фонд России в виде 20% штрафа в размере 1 268 рублей;

- за неуплату страховых взносов в Федеральный ФОМС в виде 20% штрафа в размере 18 рублей;

- за неуплату страховых взносов в Территориальный ФОМС в
виде 20% штрафа в размере 299 рублей.

Налоговая инспекция просила суд удовлетворить ее требования в части взыскания пени и штрафных санкций.

Суд решил взыскать с предпринимателя Белоусова М.Г. сумму 3 392 рублей пени и 1 585 рублей штрафов.

Удовлетворяя заявленный иск, суд исходил из Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.91 N 1222-1 (с последующими изменениями и дополнениями), Инструкции о порядке уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 11.11.99 N 258, согласно которым граждане, зарегистрированные в качестве предпринимателей, уплачивают страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации с тех видов доходов и в те сроки, которые определены для этой категории граждан Законом Российской Федерации “О подоходном налоге с физических лиц“.

Размер страховых взносов судом определялся, исходя из Законов Российской Федерации “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения, Фонд обязательного медицинского страхования“ на 1997, 1998, 1999 годы (от 05.02.97 N 26-ФЗ, от 08.01.98 N 9-ФЗ, от 04.01.99 N 1-ФЗ). Статьей 9 Закона от 30.03.99 N 56-ФЗ “О бюджете Пенсионного фонда Российской Федерации на 1999 год“ установлено, что пеня начисляется на сумму недоимки за каждый день просрочки в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации, действующей на начало финансового года.

Суд пришел к выводу, что в судебном заседании нашел свое подтверждение отраженный в акте выездной налоговой проверки факт неисчисления и неуплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации: недоимка по
страховым взносам составила за период 1998 - 1999 годов 6 341 рубль. За несвоевременную уплату страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации начислены пени в размере 2 526 рублей. При удовлетворении требований о взыскании пени и штрафа за неисчисление и неуплату страховых взносов в Федеральный и Территориальный фонды ОМС суд исходил из требований Инструкции о порядке взимания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование от 11.10.93 N 1018, Инструкции о порядке начисления, уплаты страховых взносов, расходования и учета средств государственного социального страхования, утвержденной постановлением Фонда социального страхования Российской Федерации, Министерства труда Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации, Государственной налоговой службы Российской Федерации от 02.10.96 N 162/2/87/07-1-07. Последней установлено, что страховые взносы начисляются по тарифу, размер которого установлен Законами Российской Федерации “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и в Фонд обязательного медицинского страхования“ на 1997, 1998, 1999 годы от 05.02.97 N 26-ФЗ, от 08.01.98 N 9-ФЗ, от 04.01.99 N 1-ФЗ.

Мотивируя свое решение, суд указал, что требования истца обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме в соответствии со статьями 23, 45, 75, 104, 115, 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Кассационная коллегия находит решение суда подлежащим отмене в связи с нарушением статей главы 17 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации “Решение арбитражного суда“, а также принятие решения судом без учета разъяснений, содержащихся в постановлении Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 31 октября 1996 года N 13 (с последующими изменениями). Судам следует иметь в виду, что решение является актом правосудия,
окончательно разрешающим дело, и его резолютивная часть должна содержать исчерпывающие выводы, вытекающие из установленных в мотивировочной части фактических обстоятельств.

В связи с этим в ней должно быть четко и понятно сформулировано, что именно постановил суд, кто, какие конкретно действия и в чью пользу должен произвести, за какой из сторон признано оспариваемое право.

Согласно пункту 14 названного постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации при принятии решения в окончательной форме должны быть соблюдены требования, указанные в статье 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Резолютивная часть решения по делу не содержит указания, в пользу кого указанные в ней суммы взысканы.

Не соответствует требованиям части 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивировочная часть решения, в которой не указаны доказательства, исследованные судом в подтверждение вывода суда об удовлетворении исковых требований.

Суд при принятии решения лишь констатировал нормы материального права, регулирующие вопросы начисления и перечисления взносов во внебюджетные фонды, при этом не дал оценки доводу ответчика - предпринимателя Белоусова М.Г. по поводу применения пункта 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации и пункта 77 Инструкции о порядке уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В 1998 - 2000 годах уплата страховых взносов, начисление пеней и штрафов в Фонды производилась в соответствии с законодательными и иными правовыми актами, действовавшими в соответствующий период времени.

Кроме того, при новом судебном разбирательстве арбитражному суду, помимо устранения вышеуказанного нарушения норм процессуального права, следует дать оценку соблюдения налоговым органом сроков привлечения к ответственности с учетом требований статьи 113 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что лицо не может быть
привлечено к ответственности за совершенное правонарушение, если со дня его совершения либо со следующего дня после окончания налогового периода, в течение которого было совершено это правонарушение, истекли три года. Согласно статье 87 Кодекса налоговой проверкой могут быть охвачены только три календарных года деятельности налогоплательщика, непосредственно предшествующие году проведения проверки. Исчисление срока давности со следующего дня после окончания соответствующего периода применяется в отношении налоговых правонарушений, предусмотренных статьями 120 и 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Поскольку на момент проверки - 20.04.2001 - по правонарушениям, совершенным предпринимателем до 20.04.98, трехгодичный срок давности истек, суду надлежит проверить обоснованность привлечения его к ответственности за неперечисление взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования за период с 01.01.98 по 20.04.98.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28 января 2002 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-14498/01-32 отменить. Дело передать на новое судебное рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

О.И.КОСАЧЕВА

П.В.ШОШИН