Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 21.05.2002 N А74-4512/01-К2-Ф02-1259/02-С1 Решение суда отменено с направлением дела на новое рассмотрение, так как вывод суда о том, что налогоплательщик является муниципальным предприятием и в целях налогообложения должен применять тарифы на реализуемую тепловую и электрическую энергию, устанавливаемые органами местного самоуправления, является недостаточно обоснованным.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 21 мая 2002 г. Дело N А74-4512/01-К2-Ф02-1259/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Елизовой Н.М., Пущиной Л.Ю.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия на решение от 4 февраля 2002 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4512/01-К2 (суд первой инстанции: Сидельникова Т.Н.),

УСТАНОВИЛ:

Межрайонная инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам N 4 по Республике Хакасия (далее -
налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Хакасия с иском к государственному унитарному предприятию (ГУП) “Аскизские районные электрические сети“ о взыскании штрафов в размере 200 785 рублей 09 копеек за совершение правонарушений, предусмотренных пунктами 1, 2 статьи 119 и пунктом 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации.

Решением суда от 4 февраля 2002 года иск удовлетворен частично на сумму 112 119 рублей 59 копеек, в остальной части иска отказано.

В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.

Налоговая инспекция обратилась с кассационной жалобой для проверки законности решения суда в части отказа в иске.

Заявитель кассационной жалобы не согласен с выводом суда о том, что ГУП “Аскизские районные электрические сети“ является муниципальным энергоснабжающим предприятием и вправе применять тарифы на электроэнергию, установленные органами местного самоуправления.

Из кассационной жалобы следует, что ответчик учрежден администрацией Аскизского района, которая в соответствии со статьей 1 Закона Республики Хакасия “О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия“ является территориальным органом государственной власти.

Поэтому налоговая инспекция считает, что ответчик должен был производить реализацию электроэнергии по тарифам, установленным решениями Правления региональной энергетической комиссии Республики Хакасия.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 06.05.2002 NN 58154, 58155), однако своих представителей на судебное заседание не направили, поэтому дело рассмотрено в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что решение суда подлежит частичной отмене.

Как следует из материалов дела, налоговая инспекция провела выездную налоговую проверку ГУП “Аскизские районные электрические сети“ за период с 13.04.2000 по 01.04.2001.

По результатам
выездной проверки налоговой инспекцией был составлен акт от 25.07.2001 N 43, согласно которому ответчиком допущена неуплата (неполная уплата) налогов на пользователей автомобильных дорог, с владельцев транспортных средств, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, на добавленную стоимость, на прибыль, с продаж , а также нарушены сроки представления деклараций (расчетов) по налогам с владельцев транспортных средств и с продаж.

За указанные правонарушения решением руководителя налоговой инспекции от 16.08.2001 N 43 ГУП “Аскизские районные электрические сети“ привлечено к ответственности по пунктам 1, 2 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации. Также ответчику предложено уплатить начисленные по результатам налоговой проверки суммы налогов и пеней.

В связи с неисполнением ответчиком требования N 1182 по состоянию на 25.07.2001 налоговая инспекция обратилась с иском о взыскании начисленных по результатам налоговой проверки штрафов.

Арбитражный суд, принимая решение об отказе в иске в части взыскания штрафа за неуплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, исходил из необоснованности вывода налоговой инспекции о нарушении ответчиком статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации при определении выручки от реализации электрической и тепловой энергии.

В обоснование данного вывода арбитражный суд указал, что ГУП “Аскизские районные электрические сети“ учреждено администрацией Аскизского района на основании имущества, переданного в ведение муниципальному образованию Аскизского района, поэтому является энергоснабжающей организацией, которая находится в муниципальной собственности и согласно статье 5 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации“ должна применять тарифы на тепловую и электрическую энергию,
устанавливаемые органами местного самоуправления.

Данный вывод арбитражного суда является недостаточно обоснованным в связи со следующим.

Из материалов проверки следует, что ГУП “Аскизские районные электрические сети“ в проверяемый период реализовывало электрическую и тепловую энергию.

В соответствии со статьей 2 Федерального закона “О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию“ тарифы на электрическую и тепловую энергию, поставляемую коммерческими организациями независимо от организационно - правовых форм, подлежат государственному регулированию.

Из статьи 5 названного Федерального закона следует, что тарифы на электрическую и тепловую энергию для энергоснабжающих организаций (кроме организаций, находящихся в муниципальной собственности, для которых тарифы устанавливаются органами местного самоуправления), отпускающих электрическую и тепловую энергию потребителям, расположенным на территории субъекта Российской Федерации, устанавливаются исполнительным органом власти соответствующего субъекта Российской Федерации.

Пунктом 13 статьи 40 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).

Поэтому при рассмотрении настоящего дела подлежал выяснению вопрос о форме собственности имущества, переданного на праве хозяйственного ведения ответчику.

Согласно статьям 113, 114, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации муниципальное предприятие может быть создано по решению уполномоченного органа местного самоуправления с наделением муниципальным имуществом на праве хозяйственного ведения.

Уставом ГУП “Аскизские районные электрические сети“ предусмотрено, что предприятие создано в соответствии с постановлением администрации Аскизского района и наделено на праве хозяйственного ведения имуществом, которое находится в государственной собственности Республики Хакасия, переданной в ведение Аскизского района.

Законы Республики Хакасия от 17.11.98 N 41 “О территориальных органах государственной власти районов в Республике Хакасия“ и от 17.11.98 N 42 “О местном самоуправлении в Республике
Хакасия“ предусматривают создание на территории районов в Республике Хакасия представительных и исполнительных органов местного самоуправления и территориальных органов государственной власти.

Арбитражный суд, признавая ответчика муниципальным предприятием, не учел указанные положения Устава предприятия и названных Законов Республики Хакасия, не проверил создание на территории Аскизского района органов местного самоуправления, разграничение в Республике Хакасия государственной и муниципальной форм собственности и наделение ответчика муниципальным имуществом.

Также арбитражный суд не выяснил, какие тарифы, установленные решением соответствующего уполномоченного органа, должен был применять ответчик при реализации потребителям электрической или тепловой энергии.

Решение вопроса о правильности применения тарифов на электрическую и тепловую энергию влияет на правомерность выводов налогового органа о неуплате налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог и на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы, начисленных ответчику в результате налоговой проверки по иным основаниям.

Вместе с тем, суд кассационной инстанции соглашается с выводом арбитражного суда о правомерности взыскания с ответчика налоговых санкций за неуплату налогов с продаж и с владельцев транспортных средств, а также за непредставление деклараций по налогу с продаж.

На территории Республики Хакасия налог с продаж был введен Законом Республики Хакасия от 24.03.99 N 52 “О налоге с продаж“. Объектом обложения указанным налогом определена стоимость товаров (работ, услуг), реализованных за наличный расчет.

Из материалов налоговой проверки следует, что ответчик в нарушение пункта 1 статьи 2 и пункта 3 статьи 5 Закона Республики Хакасия “О налоге с продаж“ не исчислял и не уплачивал налог с продаж от выручки, поступившей в кассу предприятия от реализации электроэнергии и оказания услуг, а также не представлял в налоговую инспекцию налоговые
декларации по этому налогу.

Данное нарушение явилось основанием для доначисления ГУП “Аскизские районные электрические сети“ налога с продаж за 2000 год в размере 7 679 рублей 35 копеек, за первый квартал 2001 года - в размере 6 254 рублей 17 копеек и привлечения его к ответственности по пунктам 1, 2 статьи 119 и пункту 1 статьи 122 Налогового кодекса Российской Федерации в виде штрафов в размере 2 786 рублей 70 копеек за неуплату налога и 4 210 рублей 73 копеек за непредставление деклараций по этому налогу.

В соответствии со статьей 6 Закона Российской Федерации “О дорожных фондах в Российской Федерации“ ГУП “Аскизские районные электрические сети“ является плательщиком налога с владельцев транспортных средств и в 2000 году должен был уплатить налог с находящихся у него на балансе транспортных средств в размере 3 693 рублей 75 копеек.

Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что уплата налога производится ежегодно в сроки, установленные субъектами Российской Федерации. Законом Республики Хакасия от 29.11.99 N 67 “О бюджете территориального дорожного фонда Республики Хакасия на 2000 год и об итогах исполнения бюджета фонда за 1998 год“ срок уплаты налога с владельцев транспортных средств определен до 1 августа 2000 года.

Поэтому ГУП “Аскизские районные электрические сети“ правомерно было привлечено к ответственности в виде штрафа в размере 738 рублей 15 копеек за неуплату налога с владельцев транспортных средств за 2000 год.

Однако, удовлетворяя иск о взыскании 2 954 рублей 99 копеек штрафа за непредставление декларации по налогу с владельцев транспортных средств, арбитражный суд не указал каким актом законодательства о налогах и сборах установлен срок представления в
налоговый орган декларации по этому налогу, нарушение которого влечет привлечение к ответственности по статье 119 Налогового кодекса Российской Федерации.

На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что решение суда в части исковых требований о взыскании штрафов за неуплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы на общую сумму 190 093 рубля 52 копейки и за нарушение срока представления декларации по налогу с владельцев транспортных средств в сумме 2 954 рубля 99 копеек следует отменить в связи с его недостаточной обоснованностью. Дело в этой части подлежит передаче на новое рассмотрение.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 февраля 2002 года Арбитражного суда Республики Хакасия по делу N А74-4512/01-К2 отменить в части исковых требований о взыскании штрафов на сумму 193 048 рублей 51 копейка за нарушение срока представления декларации по налогу с владельцев транспортных средств и за неуплату налогов на прибыль, на добавленную стоимость, на пользователей автомобильных дорог, на содержание жилищного фонда и объектов социально - культурной сферы. Дело в этой части передать на новое рассмотрение в тот же арбитражный суд.

В остальной части решение суда оставить без изменения.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Н.М.ЕЛИЗОВА

Л.Ю.ПУЩИНА