Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 15.02.2002 N А19-7596/01-39-Ф02-179/02-С1 Комитетом цен администрации Иркутской области нарушен срок привлечения к административной ответственности, оспаривалось применение административного законодательства.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 15 февраля 2002 г.

Дело N А19-7596/01-39-Ф02-179/02-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Борисова Г.Н., Косачевой О.И.,

при участии в судебном заседании представителей Комитета цен Администрации Иркутской области Свечниковой М.В. (доверенность N 01-25/13ю от 04.01.2002), Сафонова А.Т. (доверенность N 01-25/14ю от 04.01.2002) и закрытого акционерного общества “НатурПродуктБайкал“ Бурмейстер Н.А. (доверенность от 30.08.2001),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Комитета цен Администрации Иркутской области на решение от 11 октября 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2001 года Арбитражного суда
Иркутской области по делу N А19-7596/01-39 (суд первой инстанции: Титов В.М., суд апелляционной инстанции: Сорока Т.Г., Дягилева И.П., Буяновер П.И.),

УСТАНОВИЛ:

Комитет цен Администрации Иркутской области обратился с иском о взыскании с закрытого акционерного общества (ЗАО) “НатурПродуктБайкал“ 37262 рубля 88 копеек, в том числе 18631 рубля 44 копеек, составляющих сумму, полученную в результате нарушения государственной дисциплин цен и 18631 рубля 44 копеек штрафа на основании Указа Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)“.

Решением суда от 11 октября 2001 года в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 11 декабря 2001 года решение суда оставлено без изменения.

В кассационной жалобе Комитет цен просит отменить судебные акты и удовлетворить исковые требования. Факты нарушения государственной дисциплины цен (завышение установленных надбавок (наценок) к ценам (тарифам) установлен при проверке, что признал и суд первой и апелляционной инстанций. Не подвергались сомнению допущенные и установленные Комитетом цен нарушения ЗАО “НатурПродуктБайкал“.

Вместе с тем, суд отказал в иске Комитету цен в связи с пропуском срока, предусмотренного статьей 38 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях для взыскания экономических санкций за нарушение государственной дисциплины цен.

Заявитель кассационной жалобы считает, что правоотношения, возникшие у него с ЗАО “НатурПродуктБайкал“, не регулируются административным законодательством.

Довод суда о том, что Комитетом цен пропущен трехмесячный срок для предъявления решения к исполнению необоснован, поскольку решение Комитета цен отменено постановлением Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 19 апреля 2001 года.

Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для ее удовлетворения.

Как
следует из материалов дела, проверкой, проведенной Комитетом цен Администрации Иркутской области в ЗАО “Натур Продукт Байкал“, были установлены нарушения государственной дисциплины цен, которые отражены в акте проверки от 16.05.2000.

По материалам проверки Комитетом цен Администрации Иркутской области было вынесено решение N 23 от 01.06.2000 о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен. Данное решение ЗАО “НатурПродуктБайкал“ обжаловалось в Арбитражный суд Иркутской области.

Решением суда от 23 октября 2001 года в удовлетворении исковых требований было отказано. Постановлением апелляционной инстанции от 16 января 2001 года решение суда от 23 октября 2000 года оставлено без изменения.

Постановлением кассационной инстанции от 19 апреля 2001 года решение суда первой и апелляционной инстанций отменены, решение Комитета цен Администрации Иркутской области от 01.06.2000 N 23 о взыскании с ЗАО “НатурПродуктБайкал“ в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен, признано недействительным.

10.07.2001 Комитет цен Администрации Иркутской области обратился к ЗАО “НатурПродуктБайкал“ с иском о взыскании 37262 рублей 88 копеек.

Суд, отказывая в иске, правильно исходил из того, что рассматриваемые правоотношения, связанные с нарушением государственной дисциплины цен, являются административными правонарушениями.

Указ Президента Российской Федерации от 28.02.1995 N 221 “О мерах по упорядочению государственного регулирования цен“ не регламентирует порядка по осуществлению производства по делам о предусмотренных в нем правонарушениях, при этом суммы излишне полученной выручки, так же как и штраф, отнесены к санкциям и по своей природе являются мерами административного взыскания.

Следовательно, при привлечении ЗАО “НатурПродуктБайкал“ к ответственности применяется положение Кодекса РСФСР об административных правонарушениях, устанавливающее давностные сроки исполнения постановления о наложении административного взыскания.

Комитетом цен Администрации Иркутской области решение
N 23 от 01.06.2000 вынесено о взыскании в доход бюджета сумм, полученных в результате нарушения государственной дисциплины цен, и штрафа, которое постановлением кассационной инстанции Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 19 апреля 2001 года было признано недействительным, поскольку у Комитета отсутствовало законом установленное право на взыскание излишне полученной выручки и штрафа в бесспорном порядке.

Суд апелляционной инстанции правомерно признал, что право на взыскание указанных сумм у Комитета было только в судебном порядке.

Учитывая, что рассматриваемые правоотношения носят административный характер, суд апелляционной инстанции на законных основаниях согласился с выводом суда первой инстанции, что срок для обращения к исполнению постановления о наложении административного взыскания, предусмотренный статьей 282 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях истек, и постановление исполнению не подлежит.

Согласно акту проверки правонарушения совершены ЗАО “НатурПродуктБайкал“ в 1998 году, обнаружены 16.05.2000 (дата составления акта), исковое заявление подано в суд 10.07.2001, что правильно признано судом как нарушение сроков наложения административного взыскания и давности его исполнения, установленных статьями 38, 282 КоАП РСФСР.

Суд правомерно не признал довод об общем трехлетнем сроке исковой давности, поскольку указанный срок установлен Гражданским кодексом Российской Федерации, а рассматриваемые правоотношения, как было указано выше, являются административными.

Сроки, установленные Кодексом РСФСР об административных правонарушениях, являются пресекательными, в связи с чем доводы Комитета цен Администрации Иркутской области о том, что он не обращался в арбитражный суд ранее в связи с рассмотрением иска ЗАО “НатурПродуктБайкал“ о признании недействительным решения Комитета цен от 01.06.2000 N 23, не заслуживает внимания и не может служить основанием для восстановления срока.

При изложенных обстоятельствах кассационная инстанция не усматривает оснований для отмены обжалуемых судебных
актов.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 11 октября 2001 года и постановление апелляционной инстанции от 11 декабря 2001 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-7596/01-39 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

О.И.КОСАЧЕВА