Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 24.01.2002 N А10-3032/01-Ф02-3475/01-С2 Поскольку финансирование основного должника (ГУ “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия) осуществлялось непосредственно через Министерство здравоохранения Республики Бурятия, поэтому оно и должно нести субсидиарную ответственность по его обязательствам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 24 января 2002 г. Дело N А10-3032/01-Ф02-3475/01-С2

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Кулакова В.И.,

судей: Васиной Т.П., Орлова А.В.,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Министерства здравоохранения Республики Бурятия на постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2001 года по делу N А10-3032/01 (суд апелляционной инстанции: Ковалева Н.А., Аюшеева Е.М., Борисова Е.Е.),

УСТАНОВИЛ:

Открытое акционерное общество “Амта“ (ОАО “Амта“) обратилось в Арбитражный суд Республики Бурятия с иском к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о взыскании в порядке субсидиарной ответственности на основании
статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации 94 865 руб. 02 коп. - задолженности по оплате продукции, поставленной ГП “Медстрой“ (правопредшественнику Государственного предприятия “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия).

Судом первой инстанции определением от 28 августа 2001 года к участию в деле привлечены в качестве второго ответчика Государственный комитет Республики Бурятия по управлению государственным имуществом и в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика - Государственное учреждение “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия.

Решением от 24 сентября 2001 года исковые требования удовлетворены полностью за счет Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом. В отношении взыскания с Министерства здравоохранения Республики Бурятия в иске отказано.

Определением апелляционной инстанции от 13 ноября 2001 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований на предмет спора, на стороне ответчика, привлечено Министерство финансов Республики Бурятия.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда по тому же делу от 22 ноября 2001 года решение от 24 сентября 2001 года отменено и принято новое решение о взыскании с Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу ОАО “Амта “ 94 865 руб. 02 коп. долга. В удовлетворении исковых требований к Государственному Комитету имущественных отношений Республики Бурятия отказано.

Не согласившись с постановлением апелляционной инстанции от 22 ноября 2001 года, Министерство здравоохранения Республики Бурятия обратилось с кассационной жалобой в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа, в которой просит его отменить и принять новое решение об отказе ОАО “Амта“ в иске.

В жалобе заявитель указал на нарушение судом апелляционной инстанции норм материального права (статей 120,
399 (пункт 2), 401 (пункт 1) Гражданского кодекса Российской Федерации) и норм процессуального права (статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражный суд округа считает, что кассационная жалоба не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Повторно рассмотрев дело и проверив законность и обоснованность решения суда первой инстанции в полном объеме, суд апелляционной инстанции установил следующие обстоятельства, имеющие существенное значение для правильного рассмотрения дела.

В период времени с 08.04.97 по 23.06.97 ОАО “Амта“ передало Государственному предприятию “Медстрой“ (правопредшественнику “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия) кондитерские изделия на сумму 94 865 руб. 02 коп. по счетам - фактурам N 3585 от 18.04.97, N 3521 от 16.04.97, N 3522 от 16.04.97, N 3174 от 08.04.97, N 4171 от 08.05.97, N 4344 от 14.05.97, N 4614 от 21.05.97, N 3714 от 23.04.97, N 4491 от 19.05.97, N 4817 от 27.05.97, N 4085 от 07.05.97, N 3306 от 10.04.97, N 5281 от 06.06.97, N 3979 от 02.05.97, N 4899 от 29.05.97, N 4902 от 29.05.97, N 5998 от 23.06.97, N 5999 от 23.06.97. Правопреемство ГП предприятия “Медстрой“ и ГУ “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия подтверждается пунктом 2.4 Устава последнего.

Факт передачи ОАО “Амта“ товара ГП “Медстрой“ подтверждается перечисленными счетами - фактурами и доверенностями.

Решением Арбитражного суда Республики Бурятия от 15 мая 2000 года по делу N А10-897/00 с ГУ “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу ОАО “Амта“ была взыскана задолженность
в сумме 94 865 руб. 02 коп. и выдан исполнительный лист N 014818 от 28.06.2000 на взыскание этой задолженности.

16.04.2001 Улан - Удэнским городским подразделением службы судебных приставов составлен акт о невозможности взыскания по этому листу и исполнительный лист на основании постановления от 16 апреля 2001 года возвращен истцу. В связи с невозможностью взыскания задолженности с основного должника ОАО “Амта“ обратилось с иском к Министерству здравоохранения Республики Бурятия о взыскании суммы задолженности в порядке субсидиарной ответственности на основании статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Согласно статье 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность несет собственник соответствующего имущества.

Как установлено судом первой инстанции и следует из Устава ГУ “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия, Министерство здравоохранения Республики Бурятия осуществляет права учредителя (пункт 2.2 Устава).

Согласно пункту 4.1 Устава должника имущество за учреждением закрепляется на праве оперативного управления, Государственным комитетом по управлению государственным имуществом Республики Бурятия по акту передачи имущества.

Из этого суд первой инстанции сделал правильный вывод, что собственником имущества ГУ “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия является Республика Бурятия.

Пунктом первым статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.

Согласно статье 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Ведомственной структуры расходов республиканского бюджета Республики Бурятия на 2001 год (Приложение N 11 к Закону Республики
Бурятия “О республиканском бюджете Республики Бурятия на 2001 год“), пункту 6 Положения о Министерстве здравоохранения Республики Бурятия“ - Министерство здравоохранения Республики Бурятия является главным распорядителем бюджетных средств республиканского бюджета по подведомственным ему распорядителям и получателям бюджетных средств.

Следовательно, в силу статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 120 и пункта 1 статьи 125 Гражданского кодекса Российской Федерации, Министерство здравоохранения Республики Бурятия является субсидиарным должником по обязательствам подведомственного ему ГУ “Производственно - техническая база“ и при недостаточности у последнего денежных средств и имущества, приобретенного за счет собственных средств, должно нести субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Поскольку арбитражный суд первой инстанции решением от 24 сентября 2001 года необоснованно удовлетворил исковые требования за счет Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом, суд апелляционной инстанции отменил указанное решение и правомерно взыскал с Министерства здравоохранения Республики Бурятия в пользу ОАО “Амта“ 94 865 руб. 02 коп. долга.

Арбитражный суд округа считает выводы суда апелляционной инстанции правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству.

Поскольку финансирование основного должника (ГУ “Производственно - техническая база“ Министерства здравоохранения Республики Бурятия) осуществлялось непосредственно через Министерство здравоохранения Республики Бурятия, поэтому оно и должно нести субсидиарную ответственность по его обязательствам.

Проверив законность постановления апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2001 года по делу N А10-3032/01, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не установил нарушений норм материального и процессуального права, на которые указал заявитель кассационной жалобы. Указанный судебный акт является законным, в связи с чем оснований для его отмены не имеется.

Руководствуясь статьями 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно
- Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда Республики Бурятия от 22 ноября 2001 года по делу N А10-3032/01 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

В.И.КУЛАКОВ

Судьи:

Т.П.ВАСИНА

А.В.ОРЛОВ