Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 16.10.2001 N А33-6282/01-С3-Ф02-2408/01-С1 Пропуск Отделением Пенсионного фонда срока, предусмотренного статьей 115 Налогового кодекса Российской Федерации, является основанием для отказа в иске о взыскании штрафных санкций.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 16 октября 2001 г.

Дело N А33-6282/01-С3-Ф02-2408/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Першутова А.Г.,

судей: Борисова Г.Н., Васиной Т.П.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Красноярска на решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2001 года по делу N А33-6282/01-С3 (суд первой инстанции: Демидова Н.М.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Свердловскому району города Красноярска (далее - налоговая инспекция) обратилась
в Арбитражный суд Красноярского края с иском к открытому акционерному обществу “Агросфера“ (далее - Общество) о взыскании 762 рублей финансовых санкций.

Решением суда от 5 июля 2001 года в иске отказано.

В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения суда первой инстанции не проверялись.

Не согласившись с решением суда, налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2001 года отменить и принять новое решение - взыскать с ответчика 762 рубля финансовых санкций.

По мнению заявителя кассационной жалобы, решение суда первой инстанции является незаконным, вынесенным с нарушением норм материального права. Согласно статье 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании штрафной санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения. Поскольку обязанность по взысканию сумм недоимки, пеней и штрафов в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся до 01.01.2001, возложена на налоговые органы с 01.01.2001, то днем обнаружения налогового правонарушения налоговым органом следует считать 01.01.2001. Поэтому срок давности взыскания налоговой санкции истек 01.07.2001. Налоговая инспекция обратилась в арбитражный суд с иском о взыскании штрафной санкции 22.05.2001, поэтому у суда первой инстанции не было оснований для отказа в иске в связи с пропуском срока давности взыскания налоговой санкции.

Отзыв на кассационную жалобу Обществом не представлен.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы (уведомления NN 7315, 7316 от 24.09.01, N 7313 от 28.09.01), на судебное заседание не явились, поэтому дело рассматривается без
их участия.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

Арбитражный суд Красноярского края установил, что в нарушение Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденного Постановлением Верховного Совета Российской Федерации 27.12.91, ответчиком 16.11.99 представлена расчетная ведомость по страховым взносам за 3 квартал 1999 года. Актом от 16.11.99 уполномоченный Отделения Пенсионного Фонда России по Свердловскому району г. Красноярска зафиксировал указанный факт. К ответчику применена штрафная санкция в размере 10% причитающихся в отчетном квартале к уплате страховых взносов в сумме 762 рублей.

Ответчику выставлено требование N 784 об уплате санкций, направленное заказным письмом N 792 29.03.2001. В установленный срок штраф не уплачен, что явилось основанием обращения в арбитражный суд с настоящим иском.

По определению суда от 5 июня 2001 года истцом представлено решение от 27.03.2001 о привлечении ответчика к налоговой ответственности в виде штрафа в сумме 762 рублей, направленное ответчику 22.06.2001.

Отказывая в иске, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с пунктом 7 статьи 9 Налогового кодекса Российской Федерации органы государственных внебюджетных фондов, к которым относится и Отделение Пенсионного Фонда России по Красноярскому краю (далее - Отделение Пенсионного фонда), являются участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах. В соответствии со статьей 34-1 Налогового кодекса Российской Федерации в тех случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы внебюджетных фондов возложена обязанность по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом Российской Федерации. В соответствии с Федеральным Законом “О страховых взносах в Пенсионный
Фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный Фонд занятости населения Российской Федерации и в фонды обязательного медицинского страхования“, Порядком уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации на органы Пенсионного Фонда Российской Федерации возложен контроль за своевременным и полным поступлением страховых взносов. Следовательно, на отношения, связанные с уплатой страховых взносов распространяются требования Налогового кодекса Российской Федерации, а сами органы Пенсионного Фонда Российской Федерации пользуются правами и несут обязанности налоговых органов. Данный вывод отражен в Определениях Конституционного Суда Российской Федерации от 01.07.99 N 97-О, от 05.11.99 N 195-О, подтвержден в Обзоре Высшего Арбитражного суда от 12.07.2000 N 55.

Определением Конституционного Суда Российской Федерации от 05.11.99 N 195-О установлено, что при применении ответственности за нарушения, связанные с уплатой страховых взносов, должны соблюдаться конституционные требования к законодательному регулированию любых финансовых обременений и к ограничениям прав и свобод лиц. Пункт 7 Порядка уплаты страховых взносов работодателями и гражданами в Пенсионный Фонд Российской Федерации вступил в противоречие с ныне действующим налоговым законодательством, следовательно, в силу статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации применению не подлежит.

В соответствии со статьей 9 Федерального закона N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации“, взыскание сумм штрафов по платежам в государственные социальные внебюджетные фонды, образовавшиеся на 1 января 2001 года, осуществляется налоговыми органами Российской Федерации в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Следовательно, истец вправе был обратиться в суд с иском о взыскании сумм штрафа в том случае, если данный штраф образовался на 1 января 2001 года в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской
Федерации. Причем, налоговые органы принимают на себя обязанность по взысканию санкций в том случае, если данный штраф образовался на 1 января 2001 года.

Однако истцом и Отделением Пенсионного фонда, как органом внебюджетного фонда, не представлены доказательства того, что взыскиваемый штраф образовался на 1 января 2001 года. Суду не представлены доказательства того, что Отделением Пенсионного фонда, как органом внебюджетного фонда, исполнены свои обязанности по своевременному привлечению ответчика к ответственности, установленной нормами Налогового кодекса Российской Федерации. Так, установив 16.11.99 факт нарушения ответчиком своих обязанностей, Отделение Пенсионного фонда не приняло меры к своевременному привлечению его к ответственности с соблюдением срока и порядка привлечения к такой ответственности и сроков обращения в суд за принудительным взысканием штрафа. Решения о привлечении ответчика к ответственности в срок, установленный Налоговым кодексом Российской Федерации, Отделением Пенсионного Фонда России по Красноярскому краю не принималось, требование об уплате санкций ответчику не направлялось. Исковое заявление, в соответствии со статьей 104 Налогового кодекса Российской Федерации, может быть направлено в суд только после вынесения решения о привлечении плательщика к ответственности. Поскольку решение не выносилось, а акт от 16.11.99, составленный уполномоченным Пенсионного фонда Российской Федерации по Свердловскому району г. Красноярска, не подлежит признанию в качестве такого решения, следовательно, данный штраф не образовался на 1 января 2001 года в порядке, установленном Налоговым кодексом Российской Федерации.

Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации налоговые органы вправе обратиться в суд с иском о взыскании налоговых санкций не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта. Акт, составленный уполномоченным Пенсионного Фонда
Российской Федерации по Свердловскому району города Красноярска 16.11.99, и расчетная ведомость на 3 квартал 1999 года свидетельствуют об обнаружении правонарушения Отделением Пенсионного фонда (приравненным в правах к налоговым органам) 16.11.99, следовательно, срок на обращение в суд истек 16.05.2000, до возникновения у истца обязанности по обращению в суд за внебюджетные фонды. Исковое заявление направлено в суд 30.05.2001, то есть по истечении срока на обращение в суд, предусмотренного пунктом 1 статьи 115 Налогового кодекса Российской Федерации.

Суд кассационной инстанции находит вышеизложенные выводы суда первой инстанции правильными, а доводы кассационной жалобы - не основанными на законе. При таких обстоятельствах оснований для отмены решения суда первой инстанции не имеется.

Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение Арбитражного суда Красноярского края от 5 июля 2001 года по делу N А33-6282/01-С3 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

А.Г.ПЕРШУТОВ

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Т.П.ВАСИНА