Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.07.2001 N А19-8532/00-24-Ф02-1423/01-С1 Дело о признании недействительным решения о взыскании налоговых санкций передано на новое рассмотрение, поскольку суд не дал правовую оценку лицензии, выданной истцу.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 июля 2001 г. Дело N А19-8532/00-24-Ф02-1423/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Евдокимова А.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Косачевой О.И.,

при участии в судебном заседании: представителей Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области Мишиной В.В. (доверенность N 08-18/205 от 17.05.2001), Кониной О.С. (доверенность N 08-14/489 от 10.11.2000) и ООО “Золотодобывающая артель старателей “Регион“ Ивашкевич А.Т. (доверенность от 01.08.2000), Кадашниковой Г.Д. (доверенность N 4 от 20.06.2001),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по Иркутской области на
решение от 13 марта 2001 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8532/00-24 (суд первой инстанции: Залтанов В.А., Новогородский И.Б., Дубынина Т.В.),

УСТАНОВИЛ:

Общество с ограниченной ответственностью “Золотодобывающая артель старателей “Регион“ (ООО “ЗДА “Регион“) обратилось с иском о признании недействительным решения N 05-08.2/20 от 17.07.2000 Управления Министерства Российской Федерации по налогам и сборам Российской Федерации по Иркутской области (УМНС РФ по Иркутской области).

УМНС РФ по Иркутской области обратилось со встречным иском о взыскании с ООО “ЗДА “Регион“ налоговых санкций в виде штрафа в сумме 187525 рублей.

Решением от 13 марта 2001 года Арбитражного суда Иркутской области решение N 05-08.2/20 от 17.07.2000 УМНС РФ по Иркутской области признано недействительным в части пункта 1 на сумму 187400 рублей, по пункту 2.1а - в сумме 187400 рублей, по пункту 2.1б - в сумме 1042600 рублей, по пункту 2.1в - в сумме 1140100 рублей.

Встречный иск удовлетворен в части. Взыскано с ООО “ЗДА “Регион“ 125 рублей штрафа.

В апелляционной инстанции законность решения не проверялась.

В кассационной жалобе УМНС РФ по Иркутской области просит отменить решение суда ввиду неправильного применения норм материального права.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Рассмотрев материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, проверив правильность применения судом норм материального и процессуального права, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа считает, что решение суда подлежит отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение по следующим основаниям.

Актом выездной налоговой проверки от 14.06.2000 N 05-08.1/16 ООО “ЗДА “Регион“, проведенной УМНС РФ по Иркутской области за 1997 год, установлено:

В 1997 году предприятие осуществляло разработку месторождений металлов
с целью извлечения золотосодержащего концентрата на основе договоров, заключенных с Ассоциацией “Сибирское золото“ от 25.04.1996 б/н и от 25.03.1997 б/н. Предметом заключения договоров является детальная разведка с валовой обработкой, совершенствование технологии обогащения, обработка и сдача золота в золотоприемную кассу (далее - ЗПК) Ассоциации “Сибирское золото“. Договор от 25.03.1997 б/н заключен предприятиями как договор о совместной деятельности, но не содержит признаков такого договора согласно статьям 1041 - 1054 Гражданского кодекса Российской Федерации. В процессе реализации данного договора не было выполнено ни одно из условий договора простого товарищества, он по существу является договором подряда. Ассоциация золотодобывающих артелей ЗАО “Сибирское золото“ является одним из учредителей ООО “ЗДА “Регион“, имеет лицензии на право пользования недрами и на добычу драгоценных металлов. Согласно условиям договора ЗАО предоставляет во временное пользование (аренду) ООО “ЗДА “Регион“ основные средства для разработки месторождения и извлечения золотосодержащего концентрата на участках недр, принадлежащих ЗАО “Сибирское золото“ по условиям лицензии, ООО “ЗДА “Регион“ осуществляет добычу руды и сдает ее в золотоприемную кассу ЗАО. Добытое минеральное сырье предприятие не приходует на счета учета готовой продукции и прочие счета учета товарно-материальных ценностей для последующей их реализации, поскольку не имеет права собственности на добытую им руду. Согласно статье 12 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ добытые полезные ископаемые и иные ресурсы могут находиться в собственности по условиям лицензии. Из Положения “О совершении сделок с драгоценными металлами на территории Российской Федерации“, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1994 N 756, следует, что сделки с минеральным сырьем, содержащим золото и серебро, имеют право совершать только
пользователи недр - предприятия, которым выданы лицензии и квоты на добычу минерального сырья. ООО “ЗДА “Регион“ не является пользователем недр, так как не имеет лицензии на пользование недрами.

В декларациях по налогу на добавленную стоимость, представленных в налоговую инспекцию, суммы, полученные от ЗАО “Сибирское золото“, отражены ООО ЗДА “Регион“ по строке 10 “Стоимость реализованных товаров (работ, услуг), не облагаемых налогом на добавленную стоимость“. В результате необоснованного применения льгот по налогу на добавленную стоимость предприятием допущена неуплата в бюджет налога в сумме 1042583 рублей.

Кроме этого, предприятием недоплачен налог на добавленную стоимость по другим позициям в сумме 2219 рублей.

На основании данных акта УМНС РФ по Иркутской области вынесено решение от 17.07.2000 N 05-08.2/20 о применении налоговых санкций на сумму 187500 рублей и предложено внести налог на добавленную стоимость 1046000 рублей и пени 1144000 рублей.

При этом налоговый орган руководствовался тем, что в соответствии с подпунктом “с“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации от 06.12.1991 “О налоге на добавленную стоимость“ (в редакции Закона от 01.04.1996 N 25-ФЗ) не облагаются налогом на добавленную стоимость обороты по реализации для дальнейшей переработки в аффинировании руды, концентратов и других промышленных продуктов, содержащих драгоценные металлы, лома и отходов драгоценных металлов.

Поскольку ООО “ЗДА “Регион“ не вправе было пользоваться такими льготами, постольку оно привлечено к ответственности.

Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования о признании недействительным ненормативного акта, руководствовался следующим.

Согласно договору от 25.03.1997 между Ассоциацией “Сибирское золото“ и ООО “ЗДА “Регион“ истец обладает правом на добычу золотосодержащего концентрата в размере установленной квоты (150 кг химически чистого золота) на определенном сторонами участке с обязательством
последующей передачи добытого сырья в Ассоциацию “Сибирское золото“ (см. пункт 2.3.1, 2.3.6 договора). Ассоциация обязуется принять добытое золото с целью отправки на аффинажный завод и оплачивает его в размере 70% от цены на него, установленной государственным предприятием по аффинажу (см. пункты 2.2.1, 2.2.4, 2.2.6 договора). Фактически между сторонами имела место сделка купли-продажи золотосодержащего концентрата, предназначенного для производства драгоценных металлов, которые в свою очередь подлежали аффинажу на специальном предприятии. Это обстоятельство подтверждается платежными документами - платежными поручениями ЗАО “Сибирское золото“ банку об оплате за металл (золото), кредитовыми авизо, содержащими сведения о товаре, его количестве и цене, актами приема-передачи золота (товара), что вкупе составляет необходимые и существенные условия договора купли-продажи, как их определяет статья 454 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Налоговым органам следует при проведении проверки оценивать лишь фактические обстоятельства правоотношений между сторонами в договоре, не осуществляя их правовой оценки. Наличие отношений купли-продажи между истцом и ЗАО “Сибирское золото“ позволяет сделать вывод о существовании между сторонами оборотов по реализации концентратов драгоценных металлов, которые в соответствии с подпунктом “с“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ освобождаются от обложения налогом на добавленную стоимость. Допущенные нарушения бухгалтерского учета на предприятии не влекут за собой таких правовых последствий, как отказ в предоставлении льготы по налогу на добавленную стоимость.

Указание в акте налоговой проверки на то, что добытое золото может принадлежать добывающему предприятию лишь на условиях лицензии, не подтверждается ни нормами Закона РФ от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, ни лицензией недропользователя. Статьей 1.2 Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“ установлено,
что “Добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы по условиям лицензии могут находиться в федеральной государственной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной, частной и в иных формах собственности“. Таким образом, лицензия устанавливает лишь условия добычи полезных ископаемых, а не форму собственности на них, и не определяет конкретного собственника добытых полезных ископаемых на участке недропользователя.

Данный вывод суда недостаточно обоснован.

Так, правовое регулирование отношений, возникающих в связи с использованием недр на территории Российской Федерации, осуществляется на основании Закона Российской Федерации от 21.02.1992 N 2395-1 “О недрах“, в соответствии со статьей 11 которого виды деятельности в области недропользования, в том числе добыча драгоценных металлов, могут осуществляться предприятием только на основании специального разрешения (лицензии). Лицензия удостоверяет право проведения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых, использования отходов горно-добывающего и связанных с ним перерабатывающих производств, использования недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых, образования особо охраняемых геологических объектов, сбора минералогических, палеонтологических и других геологических коллекционных материалов. При этом согласно статье 9 названного Закона права и обязанности пользователя недр возникают с момента получения лицензии на пользование недрами. В случае, если деятельность предприятия осуществляется без наличия такого разрешения, она должна рассматриваться как незаконная. Кроме того, статьей 17-1 данного Закона установлено, что право пользования недрами, полученное пользователем недр, не может быть передано третьим лицам, в том числе в порядке переуступки прав, предусмотренных гражданским законодательством, кроме случаев, предусмотренных федеральными законами.

Для правильного разрешения вопроса о применении либо невозможности применения нормы подпункта “с“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ к деятельности
ООО “ЗДА “Регион“ (а именно это является основанием спора) необходимо было исследовать и дать оценку, в частности, следующим доказательствам:

- лицензия на право пользования недрами от 12.12.1998 N 885 (л.д. 112) выдана Артели старателей “Сибирское золото“;

- лицензия на эксплуатацию опасных производственных объектов N 2427 от 19.03.1996 выдана ООО “ЗДА “Регион“ (л.д. 117);

- договор от 25.03.1997, которого нет в материалах дела, и кассационная инстанция лишена возможности проверить правильность выводов суда и налогового органа в связи с толкованием этого договора;

- и иные доказательства, имеющиеся в деле, с точки зрения применения именно налогового законодательства, чего судом первой инстанции сделано не было.

Судом не дана оценка письму налоговой инспекции от 30.10.1998 о зачете из бюджета налога на добавленную стоимость (л.д. 16).

Таким образом, решение суда вынесено с нарушением норм, предусмотренных статьями 125, 127, 59 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, что могло привести к принятию неправильного решения, а в соответствии с пунктом 2 статьи 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации это является основанием для отмены решения.

Руководствуясь статьями 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 марта 2001 года Арбитражного суда Иркутской области по делу N А19-8532/00-24 отменить. Дело передать на новое рассмотрение в тот же суд.

Председательствующий

А.И.ЕВДОКИМОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

О.И.КОСАЧЕВА