Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 29.05.2001 N А69-689/00-9-Ф02-1125/01-С1 Постановление суда об отказе в удовлетворении исковых требований налогового органа о взыскании штрафа за неприменение ККМ оставлено без изменения, так как выдача пассажирам при осуществлении транспортных перевозок билетов, являющихся бланками строгой отчетности, освобождает от обязанности применять ККМ.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 29 мая 2001 г. Дело N А69-689/00-9-Ф02-1125/01-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Борисова Г.Н.,

судей: Брюхановой Т.А., Елизовой Н.М.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по городу Кызылу на постановление апелляционной инстанции от 16 марта 2001 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-689/00-9 (суд первой инстанции: Ондар Ч.Ч., суд апелляционной инстанции: Абрамова А.А., Каширина Н.Б., Донгак Ш.О.),

УСТАНОВИЛ:

Инспекция Министерства Российской Федерации по налогам и сборам
по городу Кызылу (далее - налоговая инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Тыва с иском к предпринимателю Ф.И.О. о взыскании штрафа в размере 4 174 рублей 50 копеек за неприменение контрольно - кассовой машины при осуществлении денежных расчетов с населением.

Решением от 11 января 2001 года иск удовлетворен частично на сумму 2 087 рублей 25 копеек.

Постановлением апелляционной инстанции от 16 марта 2001 года решение суда первой инстанции отменено, в иске отказано.

Налоговая инспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить постановление апелляционной инстанции и принять новое решение об удовлетворении иска.

В кассационной жалобе налоговая инспекция указывает, что предприниматель Куницына Е.М. осуществляла перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси, поэтому в соответствии с положениями статьи 1 Закона Российской Федерации “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ и перечня предприятий (индивидуальных предпринимателей), освобождаемых от применения контрольно - кассовых машин, который утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745, должна была при осуществлении денежных расчетов с пассажирами применять контрольно - кассовую машину.

Обязанность применения ответчиком контрольно - кассовой машины при денежных расчетах с пассажирами, по мнению налоговой инспекции, также закреплена постановлениями председателя администрации города Кызыла от 30.06.00 N 1234 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении городских перевозок такси, а также транспортом работающим в режиме маршрутного такси“ и от 07.07.00 N 1271 “О введении единого образца бланков строгой отчетности (контрольных билетов), используемых при денежных расчетах с населением при перевозке пассажиров на территории города Кызыла общедоступным транспортом всех видов собственности (кроме такси и
транспорта, работающего в режиме маршрутного такси)“.

Предприниматель Куницына Е.М. в отзыве на кассационную жалобу не согласилась с ее доводами, указывая, что осуществляет перевозки пассажиров транспортом общего пользования по установленному администрацией города Кызыла маршруту и при расчетах с пассажирами ею применяются билеты, которые были зарегистрированы в налоговой инспекции. Поэтому ответчик считает, что был вправе не применять контрольно - кассовую машину.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы извещены (уведомления от 15.05.2001 NN 192 и 193), своих представителей на судебное заседание не направили, поэтому дело рассматривается в их отсутствие.

Проверив доводы кассационной жалобы и возражения на нее, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа считает, что кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Как следует из материалов дела, Ф.И.О. 13.08.98 зарегистрирована администрацией города Кызыла в качестве предпринимателя без образования юридического лица с выдачей свидетельства серии КА N 8681 от 14.08.98.

Налоговая инспекция 11.08.00 года провела проверку соблюдения законодательства о применении контрольно - кассовых машин предпринимателем Куницыной Е.М. при осуществлении перевозок пассажиров в маршрутном такси по маршруту N 1А в городе Кызыле.

По результатам проверки был составлен акт от 11.08.00 N 643, согласно которому водителем маршрутного такси Куницыным Е.В. не была применена контрольно - кассовая машина при осуществлении денежного расчета с пассажиром за проезд в связи с ее отсутствием.

На основании акта проверки налоговая инспекция приняла решение от 14.08.00 N 643 о привлечении предпринимателя Куницыной Е.М. к административной ответственности в виде штрафа в размере 4 174 рублей 50 копеек за неприменение контрольно - кассовой машины при осуществлении
денежных расчетов с населением.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что ответчик осуществлял перевозку пассажиров транспортом, работающим в режиме маршрутного такси, поэтому обязан был применять контрольно - кассовую машину при денежных расчетах с пассажирами.

Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции, признал, что использование ответчиком билетов, являющихся бланками строгой отчетности, освобождает его от применения контрольно - кассовой машины и исключает вину предпринимателя в совершении правонарушения.

Данный вывод суда апелляционной инстанции является правильным по следующим основаниям.

Статьей 1 Закона Российской Федерации от 18.06.1993 N 5215-1 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ на всех юридических лиц и индивидуальных предпринимателей возложена обязанность применять контрольно - кассовые машины при осуществлении денежных расчетов с населением, если они не включены в утверждаемый Правительством Российской Федерации перечень предприятий (индивидуальных предпринимателей), которые в силу особенностей своего местонахождения или специфики деятельности могут осуществлять денежные расчеты без применения контрольно - кассовых машин.

Такой Перечень утвержден постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 30.07.1993 N 745 (в редакции от 7.01.99). Пунктом 1 указанного Перечня предусмотрено, что юридические лица (индивидуальные предприниматели) вправе не применять контрольно - кассовую машину в части оказания услуг населению при условии выдачи ими документов строгой отчетности, приравниваемых к чекам, по формам, утвержденным Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Государственной межведомственной экспертной комиссией по контрольно - кассовым машинам.

Как видно из лицензии от 03.10.00 N АСГ-17-002808, разрешающей предпринимателю Куницыной Е.М. осуществлять деятельность по перевозке пассажиров транспортом общего пользования, договора от 22.12.99 N 79, заключенного предпринимателем с администрацией города Кызыла об осуществлении
пассажирских перевозок на территории города Кызыла, схемы опасных участков маршрутного такси N 1 ответчик осуществлял перевозки пассажиров городским общественным транспортом.

Министерством финансов Российской Федерации (письмо от 23.10.1996 N 16-00-30-58) утверждены формы документов строгой отчетности, которые могут быть использованы транспортными предприятиями, независимо от форм собственности, при осуществлении денежных расчетов с пассажирами при проезде в маршрутном автобусе (такси).

Суд апелляционной инстанции признал, что проездные билеты, выдаваемые пассажирам в вышеуказанном автобусе, соответствуют форме билетов, утвержденных письмом Министерства финансов Российской Федерации от 23.10.1996 N 16-00-30-58, в связи с чем предприниматель вправе был не применять контрольно - кассовую машину.

Постановлениями председателя администрации города Кызыла от 30.06.00 N 1234 “О применении контрольно - кассовых машин при осуществлении городских перевозок такси, а также транспортом работающим в режиме маршрутного такси“ и от 07.07.00 N 1271 “О введении единого образца бланков строгой отчетности (контрольных билетов), используемых при денежных расчетах с населением при перевозке пассажиров на территории города Кызыла общедоступным транспортом всех видов собственности (кроме такси и транспорта, работающего в режиме маршрутного такси)“, на владельцев транспортных средств, осуществляющих перевозки пассажиров в режиме маршрутного такси, возложена обязанность применять контрольно - кассовые машины при денежных расчетах с пассажирами.

Между тем, пунктом 1 постановления Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 30.07.93 N 745 право ограничивать действие вышеназванного Перечня на соответствующей территории предоставлено только органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Поэтому на основании пункта 2 статьи 11 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации названные постановления председателя администрации города Кызыла не подлежат применению при рассмотрении настоящего дела, поскольку органам местного самоуправления не предоставлено право ограничивать действие указанного перечня.

При таких обстоятельствах у налоговой
инспекции отсутствовали правовые основания для привлечения предпринимателя Куницыной Е.М. к административной ответственности за неприменение контрольно - кассовой машины.

На основании изложенного суд кассационной инстанции считает, что постановление апелляционной инстанции от 16 марта 2001 года соответствует законодательству и материалам дела, поэтому не подлежит отмене или изменению.

Руководствуясь статьями 162, 174-177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 16 марта 2001 года Арбитражного суда Республики Тыва по делу N А69-689/00-9 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.Н.БОРИСОВ

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Н.М.ЕЛИЗОВА