Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 12.07.2005, 19.07.2005 по делу N А41-К2-15277/03 На праве аренды не могут быть предоставлены земельные участки, изъятые из оборота, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные силы Российской Федерации, войска пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение имеет дату 12 июля 2005 г., а не 12 июля 2004 г.

12 июля 2004 г. Дело N А41-К2-15277/0312 июля 2005 г. 19 июля 2005 г. “

(извлечение)

Резолютивная часть решения объявлена 12 июля 2005 г.

Решение в полном объеме изготовлено 19 июля 2005 г.

Арбитражный суд Московской области в составе председательствующего судьи К., протокол судебного заседания вел судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску (заявлению) Федерального государственного унитарного предприятия “Строительное управление N 209“ Федеральной службы специального строительства РФ к главе города Лыткарино, 3-и лица - ООО “Старатели“, ТУ
ФАУФИ по Московской области, ТУИ г. Лыткарино, Управление Роснедвижимости по МО, ФАСС РФ, о признании недействительным распоряжения, бездействия незаконным и об обязании принять решение, при участии в заседании согласно протоколу,

УСТАНОВИЛ:

Федеральное государственное унитарное предприятие “Строительное управление N 209“ при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации (далее - ФГУП “СУ N 209“) обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением с учетом уточнений о признании недействительным распоряжения главы города Лыткарино от 25.11.2002 N 765-р “О предоставлении ООО “Старатели“ в аренду земельных участков в пос. Тураево г. Лыткарино“, признании бездействия главы города Лыткарино по предоставлению ФГУП “СУ N 209“ при Спецстрое России“ двух земельных участков общей площадью 6453 кв. м и 574 кв. м незаконным и об обязании принять решение по предоставлению ФГУП “СУ N 209“ при Спецстрое России“ указанных земельных участков в постоянное (бессрочное) пользование.

В качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований на предмет спора, в деле участвуют ТУ ФАУФИ по Московской области, ФАСС РФ - на стороне истца; и ТУИ города Лыткарино, ООО “Старатели“, Управление Роснедвижимости по МО - на стороне ответчика.

Решением АС МО от 21.05.2004 (т. 3, л.д. 45 - 46), оставленным без изменений постановлением апелляционной инстанции от 30.09.2004 (т. 3, л.д. 122 - 125), в удовлетворении заявленных требований было отказано.

Постановлением ФАС МО от 06.12.2004 (т. 3, л.д. 170 - 172) указанные судебные акты были отменены и дело направлено на новое рассмотрение.

В связи с чем спор рассматривается также по правилам ст. 289 АПК РФ, принимая во внимание, что выводы, изложенные в постановлении ФАС МО, обязательны для суда первой инстанции.

В постановлении
ФАС МО от 06.12.2004 как основания к отмене указаны два довода - неисследование вопроса, относится ли к воинским формированиям заявитель, и к какой категории земель принадлежали спорные земельные участки по состоянию на 25.11.02 (на момент оспариваемого распоряжения).

В судебном заседании представители заявителя требования поддержали с учетом уточнений (т. 4, л.д. 15 - 23), ТУ ФАУФИ по Московской области исковые требования заявителя поддержало лишь в части признания недействительным распоряжения от 25.11.02 N 765-р “О предоставлении ООО “Старатели“ в аренду земельных участков в п. Тураево г. Лыткарино“ (т. 5, л.д. 2 - 4), а остальные требования Территориальное управление оставило на усмотрение суда.

ФАСС РФ требования заявителя поддержала в полном объеме (т. 4, л.д. 80 - 83), но также фактически обосновывая правомерность заявленных требований только по первому пункту в части признания недействительным распоряжения от 25.11.02.

Представители ответчика и третьих лиц на его стороне иск не признали, возражали против удовлетворения заявленных требований по мотивам, изложенным в отзывах на исковое заявление (т. 5, л.д. 5 - 9, 35, 53 - 57), ТУИ г. Лыткарино просило также производство по делу прекратить в связи с отсутствием полномочий истца на подачу иска, ликвидацией, по его мнению, правопредшественника заявителя, незаконной перерегистрацией заявителя.

Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, рассмотрев материалы дела по существу, арбитражный суд установил следующее.

На основании заявления ООО “Старатели“ и в соответствии со ст. 28 Земельного кодекса РФ, ст. 613 ГК РФ 25.11.2002 главой города Лыткарино издано распоряжение N 765-р “О предоставлении ООО “Старатели“ в аренду земельных участков в пос. Тураево г. Лыткарино“, согласно которому ООО “Старатели“ были предоставлении в аренду
из земель поселений дополнительно к ранее предоставленному два земельных участка в пос. Тураево площадью 0,148 га и 0,029 га, необходимых для обеспечения производственной деятельности и пожарной безопасности, в соответствии с планами земельных участков, согласованными в Комитете по земельным ресурсам и землеустройству по г. Лыткарино.

Названным распоряжением на Комитет по управлению имуществом возложена обязанность заключить с ООО “Старатели“ договоры аренды указанных земельных участков, предупредив ООО “Старатели“ об обременении земельных участков правом прохода и проезда к зданиям ДГУП “СУ-209“ ФГУП “УССТ-2“ (том 1, л.д. 44).

Суд считает, что исковые требования подлежат удовлетворению частично по следующим основаниям.

Как уже ранее было установлено судами (л.д. 24 - 29, т. 4) при рассмотрении дела N А41-К1-3682/03 по иску КУИ г. Лыткарино к ФГУП “СУ N 209“ при Спецстрое России“, ФГУП “СУ N 209“ при Спецстрое России“ является воинским формированием и занимает земельный участок по ул. Тураевская, вл. 22, площадью 6453 кв. м в г. Лыткарино Московской области под объектами недвижимости, переданными ранее в хозведение Минимуществом РФ для нужд обороны и безопасности, а следовательно, истец доказал право на иск по заявленным основаниям.

Доводам ТУИ г. Лыткарино о статусе ФГУП “СУ N 209“ при Спецстрое России“, в том числе процессуального и занимаемого им земельного участка, судами уже была дана оценка как несостоятельным. В связи с чем суд также при рассмотрении данного дела отклоняет заявление ТУИ г. Лыткарино, ответчика и ООО “Старатели“ о прекращении производства по делу по указанным основаниям.

Как установлено судом и подтверждено материалами дела, 25.11.02 главой г. Лыткарино издано распоряжение N 765-р “О предоставлении ООО “Старатели“ в аренду земельных участков
в п. Тураево г. Лыткарино“, согласно которому ООО “Старатели“ предоставлены дополнительно к ранее предоставленному два земельных участка в пос. Тураево площадью 0,148 га и 0,029 га.

В соответствии со ст. 13 ГК РФ ненормативный акт государственного органа или органа местного самоуправления, а в случаях, предусмотренных законом, также нормативный акт, не соответствующие закону или иным правовым актам и нарушающие гражданские права и охраняемые законом интересы гражданина или юридического лица, могут быть признаны судом недействительными.

Суд считает, что указанное распоряжение является недействительным по следующим основаниям.

На основании распоряжения Мингосимущества РФ от 31.12.1999 N 1764-р и распоряжения от 27.10.01 N 895-р Дочернему государственному унитарному предприятию “Строительное управление N 209“ ФГУП “УССТ N 2“ переданы на праве хозяйственного ведения объекты федеральной собственности, расположенные по адресу: Московская область, г. Лыткарино, ул. Тураевская, д. 22.

Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами государственной регистрации права, выданными Московской областной регистрационной палатой, от 03.11.2001 (т. 1, л.д. 57 - 59).

Общая площадь двух земельных участков, на которых расположены вышеуказанные объекты недвижимости, составляет 7027 кв. м (план участка общей площадью 6453 кв. м с кадастровым номером 50:53:020205:0175 (л.д. 62, т. 1), и план участка общей площадью 574 кв. м с кадастровым номером 50:53:0202202:0009 (л.д. 65, т. 1) включая площадь переданных в аренду ООО “Старатели“ земельных участков распоряжением от 25.11.02 N 765-р “О предоставлении ООО “Старатели“ в аренду земельных участков в п. Тураево“ (л.д. 50, 55, т. 1).

Указанный имущественный комплекс принадлежал государственному предприятию “Управление строительства N 3“ и частично по договору купли-продажи от 25 апреля 2002 года был передан в собственность ООО “Старатели“, а частично - ФГУП “СУ
N 209“ на праве хозяйственного ведения (распоряжение Мингосимущества от 31 декабря *** г. N 1762-р).

Согласно свидетельствам от 13.03.1996 N 50-53-480 и N 50-53-479 Строительному управлению N 6 Управления строительства N 3 были предоставлены на праве постоянного (бессрочного) пользования земельные участки общей площадью 6,5 га для размещения военно-строительного отряда и общей площадью - 7,22 га - для размещения промышленной базы.

В соответствии с Уставом государственного предприятия “Управление строительства N 3“ является военно-строительным управлением, входит в состав Федерального управления специального строительства при Совете Министров Правительства Российской Федерации (Спецстрой России).

Согласно статье 17 ЗК РФ в федеральной собственности находятся земельные участки, которые признаны таковыми федеральными законами, а именно - п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. N 61-ФЗ “Об обороне“: земли, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, находятся в федеральной собственности.

Таким образом, вышеназванные земельные участки по настоящее время находятся в собственности Российской Федерации.

Согласно п. 2 ст. 9 ЗК РФ только Российская Федерация осуществляет управление и распоряжение земельными участками, находящимися в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

На основании ст. 29 ЗК РФ и Постановления Правительства РФ от 07.08.02 N 576 право действовать от имени Минимущества РФ предоставлено его территориальным органам, которым до настоящего времени является Территориальное управление Агентства федерального имущества России по Московской области.

В соответствии с пп. 1 п. 6 Положения о Территориальном управлении по Московской области Министерства имущественных отношений Российской Федерации, утвержденного распоряжением Министерства имущественных отношений Российской Федерации от 21 августа 2002 г. N 2861-р, Территориальное управление осуществляет на территории Московской области в порядке, установленном Правительством Российской Федерации и Минимуществом России, управление и
распоряжение федеральным имуществом, в том числе распоряжение земельными участками.

Таким образом, только Агентство федерального имущества либо его территориальный орган, именно Территориальное управление по Московской области, наделенное вышеуказанными полномочиями, вправе рассматривать предоставление спорных земельных участков.

Таким образом, распоряжение главы г. Лыткарино от 25.11.02 N 765-р “О предоставлении ООО “Старатели“ в аренду земельных участков в п. Тураево г. Лыткарино“ противоречит указанным правовым актам и нарушает интересы Российской Федерации.

Что касается имеющихся в материалах дела свидетельств на право постоянного (бессрочного) пользования от 13.03.1996 N 50-53-479 и 50-53-480 (л.д. 130 - 131, т. 2) земельными участками площадью 7,11 га и 6,5 га, расположенными в п. Тураево, выданных Строительному управлению N 6 Управления строительства N 3 и аннулированных распоряжением главы города Лыткарино от 27.09.2000 N 632-р, суд отмечает следующее.

В соответствии с п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 4 и п. 1 ст. 13 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним“ юридическим актом признания и подтверждения государством прекращения прав на недвижимое имущество является государственная регистрация данного прекращения прав. Учитывая несоблюдение процедуры обязательной государственной регистрации прекращения права Строительного управления N 6 Управления строительства N 3, удостоверенного свидетельством, распоряжение главы города Лыткарино от 27.09.2000 N 632-р юридически значимых последствий не повлекло.

Кроме того, заявитель также обжалует бездействие органа местного самоуправления.

Бездействие - это несовершение определенных действий, которое может быть признано незаконным при условии одновременного несоответствия закону или иному нормативному правовому акту, нарушающее права и законные интересы заявителя.

Вместе с тем органом местного самоуправления через его структурные и подконтрольные подразделения предпринимались определенные действия по
рассмотрению поставленного ФГУП “СУ N 209“ вопроса, что свидетельствует о наличии действий, в связи с чем данные обстоятельства не могут быть квалифицированы как бездействие, а данное требование не подлежит удовлетворению.

Требование обязать главу органа местного самоуправления принять решение о предоставлении заявителю в постоянное (бессрочное) пользование спорных земельных участков также не подлежит удовлетворению.

В соответствии со ст. 20 Земельного кодекса РФ в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, органам государственной власти и органам местного самоуправления, что является исчерпывающим перечнем.

Истец не относится к перечисленной категории.

При этом предоставление земельных участков осуществляется исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления в рамках предоставленных им полномочий (ст. 29, ст. ст. 9, 10, 11 ЗК РФ), а следовательно, в данном случае - в порядке п. 2 ст. 9 ЗК РФ и с учетом Постановления Правительства РФ от 07.08.2002 N 576 - уполномоченным Российской Федерацией органом - Агентством федерального имущества или его территориальным органом, а не органом местного самоуправления, к которому обратился заявитель.

Таким образом, доводы заявителя со ссылкой на пп. 2 п. 4 ст. 27 ЗК РФ о том, что спорные земельные участки изъяты из оборота, так как они заняты зданиями, строениями, сооружениями, в которых размещены Вооруженные Силы РФ, пограничные войска и другие воинские формирования, принимаются судом во внимание как основание для признания оспариваемого распоряжения от 25.11.2002 органа местного самоуправления недействительным.

Вместе с тем суд также поддерживает позицию Федерального агентства по управлению федеральным имуществом, выраженную ранее в письме руководства Минимущества России от 06.01.2004 N ФА-5/447 (т. 2, л.д. 76 - 77) в ответ
на обращение начальника Федеральной службы специального строительства РФ по вопросу оформления прав на земельные участки, используемые федеральными государственными унитарными предприятиями при Спецстрое России.

Указом Президента Российской Федерации от 01.08.2000 N 1418 утверждены состав и структура Федеральной службы специального строительства Российской Федерации и Положение об инженерно-технических воинских формированиях и дорожно-строительных воинских формированиях при Федеральной службе специального строительства Российской Федерации. Пунктами 2 и 3 Положения установлен перечень организаций, относящихся к воинским формированиям при Спецстрое России.

Согласно пункту 5 Положения воинские формирования и организации, входящие в их состав, по своей организационно-правовой форме могут выступать в качестве федеральных государственных унитарных предприятий или государственных учреждений.

В соответствии с пунктом 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации в постоянное (бессрочное) пользование земельные участки предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, федеральным казенным предприятиям, а также органам государственной власти и органам местного самоуправления. Данный перечень исчерпывающий и расширительному толкованию не подлежит.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ “О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации“ юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Кодекса юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков.

При этом на праве аренды не могут быть предоставлены земельные участки, изъятые из оборота в соответствии с пунктом 4 статьи 27 Кодекса, в частности, земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности зданиями, строениями и сооружениями, в которых размещены для постоянной деятельности Вооруженные Силы Российской Федерации, войска пограничной службы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы.

Таким образом, право постоянного (бессрочного) пользования федеральных государственных унитарных предприятий при Спецстрое России,
имеющих статус воинских формирований на основании Указа Президента Российской Федерации от 01.08.2000 N 1418, сохраняется в соответствии с пунктом 3 статьи 20 Кодекса при наличии документов, подтверждающих право собственности Российской Федерации на здания, строения и сооружения, находящиеся на данных земельных участках, и размещение в этих зданиях, строениях и сооружениях для постоянной деятельности воинских формирований.

При таких обстоятельствах суд считает, что заявленные требования в части оспаривания ненормативного правового акта обоснованны и подлежат удовлетворению, то есть иск подлежит удовлетворению частично.

Руководствуясь ст. ст. 110, 167 - 170, 176, 180, 200, 201 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

признать недействительным распоряжение главы города Лыткарино Московской области от 25.11.2002 N 765-р “О предоставлении ООО “Старатели“ в аренду земельных участков в пос. Тураево г. Лыткарино“.

В остальной части в иске отказать.