Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 02.03.2000 N А33-9096/99-С1-Ф02-275/00-С1 Суд на законных основаниях удовлетворил исковые требования истца, а доводы ответчика признал не основанными на законе.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 2 марта 2000 г. Дело N А33-9096/99-С1-Ф02-275/00-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Борисова Г.Н., Косачевой О.И.,

представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества “Сибирский научно - исследовательский институт гидротехники“ на решение от 3 ноября 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-9096/99-С1 (суд первой инстанции: Каменская Е.Ф., суд апелляционной инстанции: Сазонцев С.В., Шувалова Е.В., Ярош Г.В.),

УСТАНОВИЛ:

Красноярский краевой фонд обязательного
медицинского страхования г. Красноярск обратился с иском к открытому акционерному обществу “Сибирский научно - исследовательский институт гидротехники“ (ОАО “СибНИИГ) г. Красноярск о взыскании 410138 рублей, составляющих 56074 рублей недоимки по уплате страховых взносов в Красноярский краевой ФОМС и 3149 рублей недоимки по уплате страховых взносов в Федеральный ФОМС за период с 01.04.1996 по 31.03.1999, 331845 рублей пеней за просрочку уплаты взносов в Красноярский краевой ФОМС и 19070 рублей пеней за просрочку уплаты взносов в Федеральный ФОМС за период с 01.04.1996 по 31.03.1999, с обращением взыскания на имущество должника.

Решением от 3 ноября 1999 года иск удовлетворен в полном объеме. С ОАО “СибНИИГ“ в пользу Красноярского краевого ФОМС взыскано 59223 рубля страховых взносов и 350915 рублей пеней, с обращением взыскания на имущество должника, а также в доход федерального бюджета 9802 рубля 42 копейки государственной пошлины.

Постановлением апелляционной инстанции Арбитражного суда Красноярского края от 22 декабря 1999 года решение суда оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

В кассационной жалобе ОАО “СибНИИГ“ просит отменить решение суда и постановление апелляционной инстанции, так как они приняты с нарушением Федеральных законов N 154-ФЗ, N 155-ФЗ, принятых 09.07.1999 и вступивших в силу на момент рассмотрения дела.

Вывод суда основан на статье 3 Закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, ограничивающей действие статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации. Однако, статья 13 лишь относит взносы в государственные внебюджетные фонды к федеральным налогам и сборам, но данная норма не исключает фонд обязательного медицинского страхования из числа участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, а
статья 1 пункта 9 Федерального закона Российской Федерации от 09.07.1999 N 154-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“ прямо указывает на принадлежность государственных внебюджетных фондов к участникам отношений, регулируемых Налоговым кодексом.

Предметом спора является пени, а не взносы в ФОМС, и регулироваться возникшие правоотношения должны не на основе Положения о порядке уплаты страховых взносов в ФОМС и инструкции о порядке взыскания и учета страховых взносов на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, а в соответствии с пунктом 62 статьи 1 вновь принятого Федерального закона Российской Федерации от 09.07.1999 N 154-ФЗ, дополнившей статью 72 Налогового кодекса Российской Федерации пунктом 3 следующего содержание, “Правила, предусмотренные главой 11, за исключением статей 76, 77 настоящего Кодекса, применяются также в отношении способа обеспечения исполнения обязательств по уплате налогов и сборов в государственные внебюджетные фонды“.

Таким образом, вышеуказанное положение о взыскании пеней, как способе обеспечения исполнения обязательства, предусмотренное статьей 75 Налогового кодекса Российской Федерации, применяется и к ФОМСу в силу статьи 7 Федерального закона Российской Федерации “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“, а также статьи 6 Налогового кодекса Российской Федерации.

В пункте 4 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, которой следует руководствоваться исходя из вышеизложенного, предусмотрена процентная ставка пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центрального Банка Российской Федерации.

Кроме того, Федеральным законом Российской Федерации от 09.07.1999 N 155-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ дополнена частью 5 статья 8 Вводного закона
о порядке и размерах уплаты пеней, начисленных по состоянию на 1 января 1999 года, но не взысканных к моменту введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации. При этом исключение для внебюджетных фондов не делается, а ограничение на сумму уплачиваемых пеней действует в период с 1 января 1999 года до вступления в силу Федерального закона “О внесении изменений и дополнений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации“, то есть до 13.08.1999.

Исходя из вышеизложенного, ОАО “СибНИИГ“ полагает, что при взыскании пеней в Красноярский краевой ФОМС следует руководствоваться не инструкцией и Положением, а Федеральными законами Российской Федерации N 154-ФЗ, N 155-ФЗ от 09.07.1999, установившими правила уплаты пеней и их размеры.

Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Стороны о времени и месте рассмотрения дела уведомлены надлежаще (уведомления N 188, 189 от 14.02.2000), однако на заседание не явились, в связи с чем дело рассматривается без их участия.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, кассационная инстанция не находит оснований для отмены судебных актов.

Суд установил следующие, имеющие значение для рассмотрения дела, обстоятельства.

ОАО “СибНИИГ“, являясь работодателем, обязано было уплачивать взносы в Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.

Днем выдачи заработной платы своим работникам ОАО “СибНИИГ“ установил 20 число каждого месяца, о чем имеется отметка в карте постановки на учет в Октябрьском филиале Красноярского фонда обязательного медицинского страхования.

Согласно акту документальной проверки правильности, полноты и своевременности перечисления страховых взносов (платежей) в фонды обязательного медицинского страхования от 31.05.1999 N 53, подписанному ответчиком без замечаний, за период с 01.04.1996 по 31.03.1999 недоимка по страховым взносам составила: в
территориальный фонд - 56074 рубля 91 копейка, в Федеральный фонд - 3149 рублей 67 копеек, в связи с неуплатой ответчиком страховых взносов в установленные сроки истцом начислены пени в сумме 350915 рублей, в том числе: в территориальный фонд 331845 рублей 00 копеек, в федеральный фонд 19070 рублей.

Предъявленные истцом 26.10.1999 инкассовые поручения N 1513 - 1516 на взыскание с ответчика в безакцептном порядке 410140 рублей 57 копеек - сумм страховых взносов и пеней - не были исполнены ОАО Банк “Металэкс“ из-за отсутствия денежных средств на счете ОАО “СибНИИГ“.

Суд, удовлетворяя исковые требования, руководствовался статьями 2, 12 Закона Российской Федерации “О медицинском страховании граждан в Российской Федерации“, пунктами 1, 2, 5 Положения о порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования, пунктами 8, 10 Инструкции о порядке взыскания учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018, согласно которым платежи на обязательное медицинское страхование уплачиваются работодателями один раз в месяц в срок, установленный для получения заработной платы за истекший месяц, в установленных размерах по отношению к начисленной оплате труда.

Размер страховых взносов в соответствии с Федеральным законом “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Государственный фонд занятости населения Российской Федерации и Фонд обязательного медицинского страхования на 1996 (1997, 1998) годы“ определен в размере 3,6% в том числе: в территориальный фонд обязательного медицинского страхования - 3,4%, в федеральный фонд - 0,2% от начисленной оплаты труда.

Пунктом 7 Положения “О порядке уплаты страховых взносов в федеральный и территориальный
фонды обязательного медицинского страхования“, пунктом 20 Инструкции “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование“ предусмотрено, что по истечении установленных взносов, невнесенная сумма, считается недоимкой и взыскивается с начислением пени по страховым взносам работодателей в размере 1% от суммы недоимки.

Пунктом 28 Инструкции предусматривалось взыскание сумм страховых взносов и санкций с работодателей - юридических лиц - в бесспорном порядке.

Суд, исследовав материалы дела, признал, что задолженность ответчика по страховым взносам за период с 01.04.1996 по 31.03.1998, а также размер пени за тот же период времени подтверждены актом документальной проверки N 53 от 31.05.1999, подписанным ответчиком без замечаний.

Принимая решение об обращении взыскания на имущество ответчика, суд руководствовался статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Кассационная коллегия находит, что Арбитражный суд Красноярского края при рассмотрении данного дела правильно применил нормы материального права и не нарушил норм процессуального права.

Статья 1 части 1 Налогового кодекса Российской Федерации указывает на то, что “действие Кодекса распространяется на отношения по установлению, введению и взиманию сборов в тех случаях, когда это прямо предусмотрено настоящим Кодексом“. Одновременно с этим, статьи 2, 3 Федерального закона от 31 июля 1998 года N 147-ФЗ “О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ помимо всего прочего устанавливают порядок и сроки вступления в силу отдельных положений части 1 Налогового кодекса Российской Федерации. В частности, это касается статей 13, 14 и 15, которые должны вступить в силу одновременно с частью 2 Налогового кодекса Российской Федерации. Впредь до введения в действие статей 13, 14, 15 (виды налогов и сборов) взимаются налоги и сборы,
установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“ от 27.12.1991 N 2118-1. При этом налоги, сборы, пошлины и другие платежи, не установленные статьями 19, 20 и 21 Закона Российской Федерации “Об основах налоговой системы в Российской Федерации“, не взимаются.

Порядок уплаты и взимания взносов во внебюджетные фонды регулируются специальным законодательством, а именно:

Федеральным законом Российской Федерации “О медицинском страховании граждан Российской Федерации“ от 28.06.1991 N 1499-1;

Инструкцией “О порядке взимания и учета страховых взносов (платежей) на обязательное медицинское страхование“ (утверждена Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 11.10.1993 N 1018).

Следовательно, в силу прямого указания в Законе до введения в действие статьи 13 Налогового кодекса Российской Федерации органы Фонда обязательного медицинского страхования действуют в соответствии с вышеназванным законодательством Российской Федерации, регулирующим систему медицинского страхования в Российской Федерации.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в своем совместном Постановлении от 11.06.1999 N 41/9 указал, что судам при рассмотрении споров с участием внебюджетных фондов не следует распространять на них действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации до введение в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации, “...поскольку обязанность уплаты указанных взносов установлена специальными актами законодательства“.

Высказал свою рекомендацию по этому вопросу и Конституционный Суд Российской Федерации в своем постановлении от 23.12.1999 N 18-П “Обязательное медицинское страхование относится к специальным видам страхования, и поэтому на него распространяется специальное регулирование, предусмотренное для отношений в области медицинского страхования“.

С учетом вышеизложенного, кассационная коллегия находит, что суд на законных основаниях удовлетворил исковые требования Красноярского краевого ФОМС, а доводы ответчика ОАО
“СибНИИГ“ признал не основанными на законе.

Ответчику при подаче кассационной жалобы предоставлялась отсрочка в уплате государственной пошлины, которая в силу статьи 95 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и Закона “О государственной пошлине“ подлежит взысканию с него в сумме 4901 рубль 21 копейка.

Руководствуясь статьями 95, 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 3 ноября 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 22 декабря 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-9096/99-С1 оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Взыскать с открытого акционерного общества “Сибирский научно - исследовательский институт гидротехники“ г. Красноярск в доход федерального бюджета Российской Федерации 4901 рубль 21 копейку государственной пошлины.

Выдать исполнительный лист.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

О.И.КОСАЧЕВА