Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 14.10.1999 N А33-2160/98-С3а-Ф02-1762/99-С1 Суд правомерно признал недействительными частично решения общего собрания акционеров юридического лица, поскольку при разделении или выделении акционерных обществ выбор акций или иных ценных бумаг создаваемых акционерных обществ для обмена на акции реорганизуемого общества может осуществляться только по желанию их владельца.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 14 октября 1999 г.

Дело N А33-2160/98-С3а-Ф02-1762/99-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Брюхановой Т.А.,

судей: Борисова Г.Н., Елфимовой Г.В.,

при участии в заседании: представителей Прокуратуры Иркутской области прокурора Бурыкиной Л.Е. (удостоверение 47642), открытого акционерного общества “Норильскгазпром“ Макарченко А.С. (доверенность 20/48 от 13.01.1998) и Завтрика А.И. (доверенность от 07.06.1999),



рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Красноярского края на решение от 13 июля 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу А33-2160/98-С3а (суд первой инстанции: Дунаева Л.А., Хох Н.Н., Рудова Л.А.),

УСТАНОВИЛ:

Прокурор Красноярского края обратился с иском в защиту Государственных интересов Арбитражный суд Красноярского края к открытому акционерному обществу “Норильскгазпром“ (ОАО “Норильскгазпром“), открытому акционерному обществу “Таймыргаз“ (ОАО “Таймыргаз“), Администрации Таймырского автономного округа о признании недействительными частично решения общего собрания акционеров ОАО “Норильскгазпром“ от 24.12.1997 и постановления Администрации Таймырского автономного округа от 27.01.1998 о регистрации ОАО “Таймыргаз“.

Дело рассмотрено с участием третьих лиц на стороне ответчиков - Министерства государственного имущества Российской Федерации и комитета по управлению государственным имуществом Таймырского автономного округа.

Решением суда от 18.01.1999 в иске отказано. В апелляционном порядке законность и обоснованность решения не проверялись. Постановлением Федерального арбитражного суда Восточно - Сибирского округа от 29 апреля 1999 года решение суда от 18 января 1999 года отменено и дело направлено на новое рассмотрение в первую инстанцию.

Решением суда от 13 июля 1999 года в иске отказано. В апелляционной инстанции законность и обоснованность решения не проверялись.

Не согласившись с решением суда первой инстанции, прокурор Красноярского края обратился в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой просит отменить решение суда первой инстанции.

По мнению заявителя кассационной жалобы, суд необоснованно не счел серьезным нарушением закона нарушение требований пунктов 5, 6 Указа Президента Российской Федерации N 1200, пункта 5.15.1 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации N 2284 от 24.12.1993, о необходимости обязательного предварительного письменного согласования представителей государства в акционерном обществе с соответствующим отраслевым министерством и комитетом или фондом имущества, от имени которых они действуют, своего будущего голосования по вопросам реорганизации общества. Нарушения, допущенные при проведения общего собрания, суд, по мнению прокурора, признал необоснованно несущественными и не нарушающими государственные интересы. Решения о реорганизации общества требует согласия владельцев трех четвертей обыкновенных акций, присутствующих на собрании лично или через полномочных представителей. Не может быть признана обоснованной ссылка суда на участие представителей Мингосимущества и Минтопэнерго в заседании Совета директоров ОАО “Норильскгазпром“, поскольку представители государства в силу указа 1200 должны выразить мнение государства на общем собрании. Кроме того, указывает прокурор, противоречит материалам дела и вывод суда об отсутствии нарушений интересов государства, как крупного акционера ОАО “Норильскгазпром“, и иных акционеров общества.

Далее Прокурор сослался на то, Указом Президента Российской Федерации N 1210 от 18.08.1996 и пунктами 2 и 3 статьи 19 Федерального закона “Об акционерных обществах“ установлено, что при реорганизации общества путем выделения, общим собранием акционеров должно быть принято решение о размещении и конвертации акций вновь образованного на акции реорганизуемого общества, а также определены порядок и сроки такой конвертации.

Кроме того, указывает истец в кассационной жалобе, вновь образованному ОАО “Таймыргаз“ не были переданы обязательства перед бюджетами всех уровней и иными кредиторами.



В отзыве на кассационную жалобу ОАО “Норильскгазпром“ просит оставить решение суда без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Дело рассматривается в порядке, установленном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

ОАО “Таймыргаз“, Администрация Таймырского автономного общества и третьи лица о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 435 от 27.09.1999, N 434 от 28.09.1999, N 438 от 01.10.1999, N 437 от 01.10.1999), однако на заседание представители не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

В судебном заседании представители сторон поддержали свои доводы и возражения.

Проверив доводы кассационной жалобы, выслушав представителей сторон, исследовав доказательства по делу, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа не находит оснований для отмены решения.

Как видно из материалов дела, прокурор Красноярского края оспаривал законность решения общего собрания акционеров ОАО “Норильскгазпром“ от 24.12.1997 в части реорганизации этого общества путем выделения из его состава ОАО “Таймыргаз“, передачи ему имущества, а также постановление Администрации Таймырского автономного округа от 27.01.1998 о регистрации ОАО Таймыргаз“.

отказывая в иске, Арбитражный суд Красноярского края исходил из следующих установленных им обстоятельств:

- Указом Президента Российской Федерации от 05.11.1992 N 1333 “О преобразовании государственного концерна “Газпром“ в Российское акционерное общество “Газпром“ было установлено, что Государственное предприятие производственное объединение “Норильскгазпром“, входившее в концерн “Газпром“, приватизируется в соответствии с Государственной программой приватизации Государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год и Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1992 N 721 “Об организационных мерах по преобразованию Государственных предприятий, добровольных объединений Государственных предприятий в акционерные общества“.

- На основании указанных актов Госкомимущество России издало распоряжение от 02.04.1993 N 563р, в соответствии с которым Государственное предприятие “Норильскгазпром“ преобразовалось в акционерное общество открытого типа, в федеральной собственности на срок 3 года было закреплено 38% акций создаваемого акционерного общества и дано поручение Комитету по управлению госимуществом Таймырского автономного округа утвердить его учредительные документы. Которые были утверждены Комитетом 04.06.1993, а также зарегистрированы постановлением Главы Администрации города Норильска от 23.06.1996.

- Согласно постановлениям Правительства Российской Федерации от 18.09.1995 N 949 от 17.07.1998 N 748 закрепленные в федеральной собственности акции открытого акционерного общества “Норильскгазпром“ не подлежат досрочной продаже.

- Внеочередным собранием акционеров открытого акционерного общества “Норильскгазпром“, проведенным заочным голосованием 24.12.1997, было принято решение о реорганизации общества в форме выделения его из состава открытого акционерного общества “Таймыргаз“ с уставным капиталом 100 миллионов рублей, разделенным на 100 тысяч обыкновенных акций; конвертация акций не предусматривалась.

- Данным решением был утвержден Устав открытого акционерного общества “Таймыргаз“, утвержден разделительный баланс и передаточный акт.

- открытое акционерное общество “Таймыргаз“ зарегистрировано как юридическое лицо в порядке статьи 51 Гражданского кодекса Российской Федерации, Положения о порядке Государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 08.07.1994 N 1482, о чем свидетельствует постановление Администрации Таймырского автономного округа от 27.01.1998, штамп с регистрационным номером на Уставе открытого акционерного общества “Таймыргаз“, выписка из реестра юридических лиц Таймырского автономного округа.

- открытое акционерное общество “Норильскгазпром“ реорганизовано в форме выделения открытого акционерного общества “Таймыргаз“.

Арбитражный суд Красноярского края проверил и обсудил все доводы прокурора Красноярского края и обоснованно пришел к выводу, что при создании ОАО “Таймыргаз“ нарушений закона и иных правовых актов, носящих неустранимый характер, допущено не было.

В соответствии с пунктом 3 статьи 94 Федерального закона “Об акционерных обществах“ учредительные документы акционерных обществ, созданных до введения в действие настоящего Федерального закона, подлежат приведению в соответствие с нормами Федерального закона не позднее 01.07.1997. Учредительные документы, не приведенные в соответствие с настоящим Федеральным законом до 01.07.1997, считаются недействительными. В соответствии с Постановлением Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 05.02.1998 N 4/2 “О применении пункта 3 статьи 94 Федерального закона “Об акционерных обществах“ акционерное общество, созданное до введения Закона в действие, в случае неприведения до 01.07.1997 своих учредительных документов в соответствие с нормами закона может быть ликвидировано. Поэтому, Устав ОАО “Норильскгазпром“ до 01.07.1997, обоснованно приведен в соответствие с Федеральным законом “Об акционерных обществах“, в связи с чем проведение общего собрания акционеров в форме заочного голосования с соблюдением кворума и принятия решения о реорганизации квалифицированным большинством голосов соответствует действующему законодательству. Поэтому ссылки кассационной жалобы на Типовой устав акционерного общества открытого типа не основаны на законе.

Также несостоятельны доводы кассационной жалобы на то, что представители государства в силу положений Указа Президента Российской Федерации 1200 должны были выразить мнение государства на общем собрании.

Позиция государства о реорганизации ОАО “Норильскгазпром“ была высказана при голосовании представителем Комитета по управлению имуществом Таймырского автономного округа, представляющим государство как акционера, имеющего право участвовать в общем собрании и голосовать по вопросам, включенным в повестку.

Должностные лица Мингосимущества Российской Федерации и Минтопэнерго Российской Федерации являются представителями государства в органах управления ОАО “Норильскгазпром“ и правом участия в общем собрании и голосовании по принимаемым решениям не обладают.

Таким образом, представители отраслевых министерств от имени государства одобрили вынесение вопроса о выделении ОАО “Таймыргаз“ на Совете директоров общества, а представитель Комитета по управлению имуществом Таймырского автономного округа на внеочередном общем собрании проголосовал за принятие решения.

Доводам кассационной жалобы, что в нарушение пунктов 5, 6 Указа Президента Российской Федерации от 10.06.1994 N 1200 и пункта 5.15.1 Государственной программы приватизации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 24.12.1993 N 2234, не получено предварительное письменное согласование представителей государства в акционерном обществе с соответствующим отраслевым министерством и комитетом или фондом имущества, судом первой инстанции дана оценка, и у суда кассационной инстанции нет оснований для переоценки.

При вынесении решения суд первой инстанции совершенно правильно расценил эти нарушения, как не носящие неустранимый характер в связи с тем, что отраслевые министерства одобрили реорганизацию ОАО “Норильскгазпром“ в форме выделения своими письмами. Часть 1 статьи 61 Гражданского кодекса Российской Федерации связывает признание судом недействительной регистрации юридического лица в связи с допущенными при его создании нарушениями закона и иных правовых актов только тогда, когда эти нарушения носят неустранимый характер.

Доводы кассационной жалобы о том, что суд необоснованно признал нарушения, допущенные при проведении общего Собрания акционеров ОАО “Норильскгазпром“ от 24.12.1997 несущественными и не нарушающими государственные интересы, а также, что суд необоснованно сослался на участие представителей Мингосимущества и Минтопэнерго в заседании Совета директоров ОАО “Норильскгазпром“, не могут быть приняты судом кассационной инстанции, поскольку в соответствии со статьей 165 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в кассационной жалобе не допускается ссылка на недоказанность обстоятельств дела или на несоответствие изложенных в решении или постановлении выводов о фактических взаимоотношениях лиц, участвующих в деле, обстоятельствам дела.

Доводы кассационной жалобы, что при реорганизации общества путем выделения общим собранием акционеров должно быть принято решение о размещении и конвертации акций вновь образованного на акции реорганизуемого общества, а также определены порядок и сроки такой конвертации, также не основаны на законе.

В соответствии с пунктом 1 Указа Президента Российской Федерации от 18.08.1996 N 1210 при разделении или выделении акционерных обществ выбор акций или иных ценных бумаг создаваемых акционерных обществ для обмена на акции реорганизуемого общества может осуществляться только по желанию их владельца.

Пунктом 3 статьи 19 Федерального закона “Об акционерных обществах“ установлено, что общее собрание акционеров реорганизуемого в форме выделения общества принимает решение о возможности конвертации акций общества в акции и (или) иные ценные бумаги выделяемого общества и о порядке такой конвертации.

Также несостоятельны и доводы кассационной жалобы о том, что вновь образованному ОАО “Таймыргаз“ не были переданы обязательства перед бюджетами всех уровней и иными кредиторами.

Распределение ОАО “Норильскгазпром“ и ОАО “Таймыргаз“ активов и пассивов должно было осуществляться по усмотрению учредителей реорганизуемого юридического лица или органа, принявшего решение о реорганизации.

При таких обстоятельствах судебное решение Арбитражного суда Красноярского края законно, и правовых оснований для его отмены кассационная инстанция не усматривает.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 13 июля 1999 года по делу А33-2160/98-С3а Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Т.А.БРЮХАНОВА

Судьи:

Г.Н.БОРИСОВ

Г.В.ЕЛФИМОВА