Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 10.08.1999 N А58-492/99-Ф02-1295/99-С1 Суд правомерно отказал в признании не подлежащим исполнению инкассового поручения на списание доначисленных пенсионных взносов, поскольку на командировочные выплаты, начисленные сверх норм, установленных законодательством, страховые взносы в Пенсионный фонд подлежат начислению.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 10 августа 1999 г. Дело N А58-492/99-Ф02-1295/99-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Елфимовой Г.В.,

судей: Першутова А.Г., Евдокимова А.И.,

при участии в судебном заседании:

представителя отделения Пенсионного фонда России по Республике Саха (Якутия) - Антонова Ю.А. (доверенность N 09-107 от 29.07.1999),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества “Акционерная компания “АЛРОСА“ на решение от 23 апреля 1999 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-492/99 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б., Эверстова Р.И., Столбов В.В.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Акционерная компания “АЛРОСА“ (АК “АЛРОСА“) обратилось с
иском к Управлению пенсионной службы г. Якутска, Департаменту пенсионной службы Республики Саха (Якутия) о признании недействительным решения от 28.01.1999, не подлежащим исполнению инкассового поручения N 6188 от 24.02.1999 на 9502 руб.

Решением суда от 23 апреля 1999 года в иске отказано. Взыскана с АК “АЛРОСА“ в доход федерального бюджета государственная пошлина в сумме 475 руб. 10 коп.

Производство по делу в отношении Управления пенсионной службы г. Якутска прекращено.

В кассационной жалобе АК “АЛРОСА“ просит отменить решение суда и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции. В обоснование своей жалобы истец указал: постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 N 122 был установлен размер возмещения командировочных расходов, пунктом 5 данного постановления Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации дано право вносить изменения в нормы возмещения. Поскольку возмещение командировочных расходов непосредственно связано с трудовыми отношениями работников, с защитой их прав законодательством предусматривается обязательное участие в формировании норм возмещения Министерства труда РФ.

В соответствии с Договором о разграничении предметов ведения между Российской Федерацией и Республикой Саха (Якутия), а также Конституцией Российской Федерации (статьей 72) трудовое законодательство относится к предмету совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (в данном случае Республики Саха (Якутия)). По предметам совместного ведения, в соответствии со статьей 76 Конституции Российской Федерации, субъекты Российской Федерации имеют право принимать законы и иные нормативные акты, не противоречащие российским.

Постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) N 556 от 28.12.1995 установлен размер оплаты суточных за время нахождения в командировке - 45 рублей. Данное постановление принято в соответствии с компетенцией Правительства Республики Саха (Якутия) и не
входит в противоречие с российским законодательством. Таким образом, начисление суточных из расчета 45 руб. в сутки считается обоснованным и не должно влечь за собой начисление на эти суммы страховых взносов.

Постановление Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 N 546 закрепляет перечень выплат, на которые не начисляются взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Перечисленные в перечне выплаты носят компенсационный и льготный характер. При этом необходимо учитывать, что выплаты в районах Крайнего Севера ввиду суровых климатических условий подлежат уплате в повышенном размере, что обусловлено объективной закономерностью: повышенные затраты - повышенная компенсация затрат. Компенсационные выплаты по своей правовой природе направлены на уравнивание, возмещение.

Кроме того, суд необоснованно применил ограничительное толкование пункта 10 Перечня, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации N 546 от 07.05.1997. В тексте постановления употреблено выражение “законодательство Российской Федерации, а не федеральное законодательство“. По этой причине истец считает ошибочным отождествление понятий “федеральное законодательство“ и “законодательство Российской Федерации“ в связи с тем, что последнее включает в себя нормативно-правовые акты федеральных органов, органов субъектов Федерации и органов местного самоуправления, принятые в соответствии с их компетенцией.

Кроме того, в решении отсутствуют ссылки на нормы материального права, которыми руководствовался суд при вынесении решения.

Вышеприведенные факты свидетельствуют о том, что судом при вынесении решения нарушены требования пункта 1 статьи 125 и пункта 2 статьи 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в части определения законов и иных нормативно-правовых актов, подлежащих применению при разрешении конкретного спора.

Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом (уведомления N 839 - 841 от 19.07.1999), представитель АК “АЛРОСА“ на заседание не явился, в
связи с чем кассационная жалоба рассматривается в его отсутствие.

Дело рассматривается по правилам главы 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав представителя ОПФ РФ по Республике Саха (Якутия), кассационная коллегия не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.

В соответствии со статьей 174 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд округа проверяет правильность применения норм материального и процессуального права судом, принявшим судебный акт, в полном объеме.

Судом установлено, что Управлением пенсионной службы г. Якутска проведена проверка представительства АК “АЛРОСА“ за 1997 - 1998 гг., составлен акт от 15.01.1999 б/н, утвержденный 28.01.1999 руководителем ОПФ РФ по РС(Я), согласно которому истцу доначислены страховые взносы в Пенсионный фонд в сумме 5134 руб. и пени в сумме 9502 руб.

Из акта проверки видно, что страховые взносы, пени доначислены на сумму превышения норм суточных расходов по командировкам сотрудников истца.

Отказывая в иске, суд руководствовался пунктом “б“ статьи 171 Конституции Российской Федерации, предусматривающей, что установление налогов и сборов находится в ведении Российской Федерации и пунктом 10 постановления Правительства Российской Федерации от 07.05.1997, согласно которому на суммы, выплачиваемые в возмещение командировочных расходов, в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, начисление страховых взносов не производится.

Постановлением Правительства от 26.02.1992 N 122 установлен размер возмещения командировочных расходов.

Пунктом 5 данного постановления Правительства Российской Федерации предоставлено право Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством труда Российской Федерации вносить изменения в нормы возмещения командировочных расходов. Министерство финансов Российской Федерации неоднократно изменяло размер возмещения. С 01.01.1996 Министерством финансов Российской Федерации по согласования с Министерством труда Российской Федерации установлена норма возмещения - 22000 руб.
(неденоминированных) для работников организаций, расположенных на территории Российской Федерации. Поскольку истец отчисления в Пенсионный фонд РФ производил с учетом сумм командировочных расходов 45 руб. в сутки, а не из установленного Правительством России размера 22 руб. (деноминированных), суд пришел к выводу о том, что отделением Пенсионного фонда РФ на законных основаниях доначислены истцу страховые взносы и пени на сумму превышения суточных расходов на командировки, установленных законодательством Российской Федерации. Соглашаясь с решением суда первой инстанции, кассационная коллегия доводы кассационной жалобы считает не основанными на Законе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 N 546 “О перечне выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации“, в пункте 10 предусмотрено, что на “суммы, выплачиваемые в возмещение расходов, и иные компенсации работникам (в том числе надбавки к компенсации взамен суточных), выплачиваемые им в пределах норм, устанавливаемых законодательством Российской Федерации, а также документально подтвержденные фактические расходы (сверх норм) по найму жилого помещения в связи со служебными командировками, переводом, приемом или направлением на работу в другую местность; на суммы, выплачиваемые в возмещение дополнительных расходов, связанных с выполнением работниками трудовых обязанностей“, не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

В пункте 1 постановления Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 N 122 “О нормах возмещения командировочных расходов“ (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1993 N 148) предусмотрены нормы возмещения расходов, связанных с командировкой работникам министерств, ведомств, государственных предприятий, организаций и учреждений, расположенных на территории Российской Федерации“. “Негосударственные предприятия и организации“ включают в себестоимость продукции (работ, услуг) затраты на командировки, связанные с производственной деятельностью, по нормам возмещения указанных
расходов, установленных пунктом 1 постановления Правительства России.

Дополнительные выплаты, связанные с командировкой работников этих предприятий и организаций, могут производиться за счет прибыли, остающейся в их распоряжении, после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в бюджет.

В пункте 5 названного постановления предусмотрено право Министерства финансов Российской Федерации вносить по согласованию с Министерством труда и занятости населения Российской Федерации изменения в нормы возмещения командировочных расходов, установленные настоящим постановлением, с учетом изменения индекса цен.

Министерство финансов Российской Федерации довело до сведения всех налогоплательщиков и плательщиков сборов письмо от 27.05.1996 N 48 (зарегистрированное в Минюсте РФ от 29.05.1996 N 1097) о внесении изменений в письмо Министерства финансов Российской Федерации от 27.07.1992 N 61 “Об изменении норм возмещения командировочных расходов с учетом изменений индекса цен“, которым установил новые нормы возмещения командировочных расходов с 01.06.1996, определив оплату суточных - 22000 руб. (неденомиринованных) за каждый день нахождения в командировке.

При проверке представительства АК “АЛРОСА“ было установлено, что имело место превышение норм суточных расходов по командировочным, что привело к занижению платежей в Пенсионный фонд Российской Федерации, доначисленная сумма которых составила 5134 руб.

Довод истца о том, что взыскание доначисленных сумм и пени в Пенсионный фонд РФ за несвоевременность перечисления этих сумм незаконно и противоречит постановлению Правительства Республики Саха (Якутия) от 28.12.1995 N 556, которым с 01.01.1996 установлены нормы возмещения расходов, связанных с командировками работников министерств, ведомств, государственных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), оплата суточных за каждый день фактического нахождения в командировке в сумме 45,0 тыс. руб., не принят судом и не может быть учтен кассационной инстанцией.

Уплата
страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации регулируется Федеральным законом от 05.02.1997 N 26-ФЗ, действие которого продлено на 1998 год, Федеральным законом от 08.01.1998 N 9-ФЗ и перечнем выплат, на которые не начисляются страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 07.05.1997 N 546.

Перечнем определено неначисление страховых взносов на суммы, выплачиваемые работникам в возмещение расходов в пределах норм, установленных законодательством Российской Федерации, в связи со служебными командировками.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.1992 N 122 установлены нормы возмещения командировочных расходов работникам министерств, ведомств, государственных предприятий, учреждений, организаций, расположенных на территории Российской Федерации.

Право вносить изменения в нормы возмещения командировочных расходов, установленные постановлением Правительства, с учетом изменения индекса цен предоставлено Министерству финансов Российской Федерации по согласованию с Министерством труда и социального развития Российской Федерации.

На выплаты, начисленные сверх норм, установленных законодательством, страховые взносы в Пенсионный фонд должны начисляться.

Издание Правительством Республики Саха (Якутия) постановления от 28.12.1995 N 556, которым установлен с 01.01.1996 размер возмещения расходов, связанных с командировками работников министерств, ведомств, государственных предприятий, организаций, учреждений, расположенных на территории Республики Саха (Якутия), не может быть распространено на акционерные общества, так как в пункте 2 постановления указано, что оно распространяется на работников министерств, государственных предприятий, организаций и учреждений, финансируемых за счет бюджета, и производится в пределах ассигнований, выделенных на их содержание.

АК “Алмазы России-Саха“ является коммерческой организацией. Выплату командировочных расходов сверх установленных норм российским законодательством ее руководители были вправе в пределах имеющихся у них средств, за счет прибыли, остающейся в их распоряжении после уплаты установленных действующим законодательством налогов и прочих обязательных платежей в
бюджет. При этом на выплаты, начисленные сверх норм, установленных законодательством, страховые взносы в Пенсионный фонд должны начисляться.

С учетом изложенного судом полно исследованы материалы дела, им дана надлежащая оценка, правильно применены нормы материального права и постановлено законное решение.

Руководствуясь статьями 162, 174 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23 апреля 1999 года по делу N А58-492/99 Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

Г.В.ЕЛФИМОВА

Судьи:

А.Г.ПЕРШУТОВ

А.И.ЕВДОКИМОВ