Решения и определения судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 06.07.1999 N А33-583/99-С3а-Ф02-1043/99-С1 Суд правомерно удовлетворил заявление о признании недействительным дополнительного решения налогового органа в части взыскания сумм НДС и пени, поскольку налоговым законодательством установлено, что экспортные перевозки налогом на добавленную стоимость не облагаются.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО-СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 6 июля 1999 г. Дело N А33-583/99-С3а-Ф02-1043/99-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа в составе:

председательствующего Мироновой И.П.,

судей: Брюхановой Т.А., Елфимовой Г.В.,

при участии в судебном заседании представителей:

Государственной налоговой инспекции по Красноярскому краю - Лоцманова Ю.А. (доверенность без номера от 16.02.1999),

закрытого акционерного общества “Трансрейл-Красноярск“ - Шишковой Л.А. (доверенность без номера от 02.02.1999),

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Красноярскому краю на решение от 4 марта 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 28 апреля 1999 года Арбитражного суда Красноярского края по делу N А33-583/99-С3а (суд
первой инстанции: Порватов В.Ф., Дунаева Л.А., Смольникова Е.Р.; суд апелляционной инстанции: Плотников А.А., Шевцова Т.В., Кириллова Н.А.),

УСТАНОВИЛ:

Закрытое акционерное общество “Трансрейл-Красноярск“ (ЗАО “Трансрейл-Красноярск“) обратилось с иском к Государственной налоговой инспекции по Красноярскому краю (ГНИ по Красноярскому краю) о признании недействительным дополнительного решения налоговой инспекции от 31.12.1998 N 03-06-10568 в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 8163400 рублей и пени в сумме 7216400 рублей.

На основании статьи 37 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истец до принятия решения уменьшил свои исковые требования и просил признать недействительным вышеназванное решение в части взыскания налога на добавленную стоимость в сумме 8163400 рублей и пени в сумме 1427500 рублей.

Решением от 4 марта 1999 года суд исковые требования удовлетворил полностью.

Постановлением апелляционной инстанции от 28 апреля 1999 года решение арбитражного суда по делу N А33-583/99-С3а оставлено без изменения, а кассационная жалоба - без удовлетворения.

Принимая судебные акты, суд исходил из того, что налог на добавленную стоимость был взыскан с клиентов и уплачен истцом в бюджет необоснованно, так как услуги по перевозке транспортных грузов налогом на добавленную стоимость не облагаются.

При таких условиях в связи с уточнением истцом расчетов по налогу на добавленную стоимость за июнь, июль, август 1997 года недоимки по налогам у налогоплательщика не возникло.

Удовлетворяя исковые требования, арбитражный суд руководствовался пунктом 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, пунктами 14, 64 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“, статьями 2, 22, 37, 53, 54, 95, 124 - 127, 132, 134 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Обжалуя
судебные акты по делу N А33-583/99-С3а, заявитель ставит вопрос о проверке их законности и обоснованности.

ГНИ по Красноярскому краю утверждает, что судом при рассмотрении спора была нарушена статья 7 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“. ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ перевозчиком не является, а осуществляет услуги посредника. Государственное предприятие (ГП) “Красноярская железная дорога“ налог на добавленную стоимость за период с июня по август 1997 года в бюджет не уплачивало. При таких обстоятельствах, по мнению налоговой инспекции, истец не имел права увеличивать в уточненных расчетах суммы налога по строке 1а и предъявлять к возмещению из бюджета суммы налога на добавленную стоимость, не уплаченные железной дорогой.

В отзыве на кассационную жалобу ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ утверждает, что судебные акты по делу N А33-583/99-С3а отвечают требованиям, предъявляемым законодательством, то есть являются законными и обоснованными и отмене не подлежат.

В судебном заседании кассационной инстанции представитель ГНИ по Красноярскому краю повторил доводы, изложенные в кассационной жалобе, просил отменить решение от 4 марта 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 28 апреля 1999 года по настоящему делу и в удовлетворении иска отказать.

Представитель “Трансрейл-Красноярск“ возражал против доводов заявителя.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Арбитражным судом Красноярского края установлены следующие обстоятельства, имеющие значение для рассмотрения спора.

ГНИ по Красноярскому краю в октябре 1998 года была проведена документальная проверка ЗАО “Трансрейл-Красноярск“.

По результатам проверки составлен акт без номера от 6 ноября 1998 года. В названном акте зафиксированы налоговые правонарушения, допущенные истцом за период с 01.01.1997 по 01.09.1998.

На основании названного акта и акта встречной проверки ГП “Красноярская железная дорога“ от 30.11.1998 руководителем ГНИ
по Красноярскому краю принято дополнительное решение N 03-06/10568 от 31.12.1998, в соответствии с которым с ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ подлежит взысканию заниженный налог на добавленную стоимость в сумме 8163,4 тыс. руб. и пени за задержку уплаты налога на добавленную стоимость в сумме 7216,4 тыс. руб.

Суть налогового правонарушения состоит в следующем.

В нарушение подпункта “а“ пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“, пункта 14 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации от 11.10.1995 N 39 “О порядке исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость“ истец на основании телеграммы Министерства путей сообщения железнодорожный тариф, предъявляемый клиентам за услуги по перевозке экспортных грузов, неправомерно увеличивал на величину налога на добавленную стоимость по ставке 20%.

Налог на добавленную стоимость, предъявляемый клиентам, истцом был отражен в налоговых декларациях. В декабре 1997 года в связи с тем, что Министерство путей сообщения России отменило требование о взыскании налога на добавленную стоимость за услуги по перевозке экспортных грузов железнодорожным транспортом, истец представил в налоговую инспекцию уточненный расчет на уменьшение начисленной ранее суммы налога на добавленную стоимость за июнь - август 1997 года за услуги экспортного характера. Поскольку указанная сумма налога предъявлена покупателям по необлагаемым услугам, то, по мнению налоговой инспекции, у истца не было оснований для перерасчета с бюджетом.

В материалах дела имеется акт встречной проверки ГП “Красноярская железная дорога“, на основании которого вынесено оспариваемое решение. В названном акте указано, что согласно телеграмме Министерства путей сообщения России НРМ-3034 от 11.04.1997 ГП “Красноярская железная дорога“ начисляло и взыскивало налог на добавленную стоимость с железнодорожного тарифа по перевозке экспортируемых грузов с
клиента - ЗАО “Трансрейл-Красноярск“. С июня по август 1997 года ГП “Красноярская железная дорога“ получило от ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ за железнодорожные перевозки (расчеты с клиентами за транспортные услуги производил истец) 58844930 рублей, в том числе налог на добавленную стоимость. Сумма оказанных услуг “Трансрейл-Красноярск“ не была включена железной дорогой в облагаемый оборот за период с июня по август 1997 года.

Факт передачи денежных средств ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ железной дороге за транспортные услуги с учетом налога на добавленную стоимость подтверждается также приложением N 1 к указанному акту проверки.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, выслушав мнения сторон, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа пришел к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалуемых судебных актов.

Согласно статье 5 Закона Российской Федерации “О налоге на добавленную стоимость“ экспортные перевозки освобождаются от налогообложения. Истец, являясь посредником между ГП “Красноярская железная дорога“ и клиентами, оказывал услуги по организации перевозок грузов в международном и межгосударственном сообщении.

В обязанности ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ как экспедитора входило производство расчетов суммы провозных платежей (стоимость перевозки) и расчеты с железной дорогой за перевозимые грузы.

В нарушение действующего законодательства и согласно указаний Министерства путей сообщения России истец предъявлял своим клиентам счета на оплату тарифа, увеличивая их на величину налога на добавленную стоимость по ставке 20%.

За июнь - август 1997 года истец отразил в налоговых декларациях налог на добавленную стоимость, полученный от клиентов за перевозку экспортных грузов, и уплатил этот налог в бюджет, что подтверждается платежными поручениями N 225 от 21 июля 1997 года, N 264 от 20 августа 1997 года, N 293 от 22 сентября 1997 года, N 299 от 24
сентября 1997 года (листы дела 91 - 94).

Так как законом установлено, что названные услуги налогом на добавленную стоимость не облагаются, истцом были поданы в налоговую инспекцию уточненные декларации, в которых налогоплательщик по строке 1а показал к уменьшению начисленный налог на добавленную стоимость в сумме 8163521,7 рубля (пункт 64 Инструкции Государственной налоговой службы Российской Федерации N 39).

Из акта документальной проверки от 06.11.1998 (лист дела 18) следует, что на 01.10.1998 у ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ по лицевому счету имеется переплата по налогу на добавленную стоимость в сумме 2398,8 тыс. руб.

При таких обстоятельствах у ГНИ по Красноярскому краю отсутствовали законные основания для взыскания с ЗАО “Трансрейл-Красноярск“ недоимки по налогу на добавленную стоимость и пени за несвоевременную уплату названного налога, а у Федерального арбитражного суда Восточно-Сибирского округа отсутствуют основания для отмены обжалуемых судебных актов.

Учитывая изложенное и руководствуясь статьями 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно-Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 4 марта 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 28 апреля 1999 года по делу N А33-583/99-С3а Арбитражного суда Красноярского края оставить без изменения, а кассационную жалобу - без удовлетворения.

Председательствующий

И.П.МИРОНОВА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

Г.В.ЕЛФИМОВА