Решения и постановления судов

Постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 04.06.1999 N А58-2270/98-Ф02-865/99-С1 Пени начисляются на сумму дивидендов по акциям, находящимся в Федеральной собственности, за исключением расходов, связанных с управлением указанными акциями.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ВОСТОЧНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности

и обоснованности решений (постановлений)

арбитражных судов, вступивших в законную силу

от 4 июня 1999 г. Дело N А58-2270/98-Ф02-865/99-С1

Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа в составе:

председательствующего Косачевой О.И.,

судей: Брюхановой Т.А., Евдокимова А.И.,

при участии в заседании: представители сторон участия в судебном заседании не принимали,

рассмотрев в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по городу Мирному на решение от 5 января 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 1999 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2270/98 (суд первой инстанции: Бадлуева Е.Б., Григорьев Э.Г., Столбов В.В., суд апелляционной инстанции: Федоров И.Н., Агальцева Л.В., Шитик О.В.),



УСТАНОВИЛ:

Акционерная компания “Алмазы России - Саха“ (АК “Алроса“) обратилась в Арбитражный суд Республики Саха (Якутия) с иском о признании недействительным решения Государственной налоговой инспекции по городу Мирному (Госналогинспекция) от 11.08.1998 N 08-2105 о взыскании пени в сумме 97453 рубля за несвоевременную уплату в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству.

Госналогинспекция предъявила встречный иск о взыскании с АК “Алроса“ пени в сумме 97453 рубля.

Решением от 5 января 1999 года по делу N А58-2270/98 первоначальный иск удовлетворен, во встречном иске отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 10 марта 1999 года решение оставлено без изменения.

Не согласившись с решением от 5 января 1999 года и постановлением от 10 марта 1999 года, Госналогинспекция обратилась в Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа с кассационной жалобой, в которой ставит вопрос о проверке их законности в связи с нарушением норм материального права.

Так, по мнению заявителя кассационной жалобы, арбитражный суд при принятии судебных актов не применил пункт 11 Инструкции Минфина России от 12.06.81 N 121, а также пункт 1 приложения 2 к Инструкции Госналогслужбы России от 15.04.1994 N 26 “О порядке ведения в Государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлины и других обязательных платежей“, предусматривающих, что дивиденды по акциям, принадлежащим государству, являются обязательными платежами в бюджет, по истечении установленных сроков уплаты которых невнесенная сумма считается недоимкой и взыскивается с начислением пени в размере 0,05 процента.

Как считает Госналогинспекция, ее право начисления и взыскания пени в случае невыплаты за истекший финансовый год дивидендов по акциям, принадлежащим государству, закреплено в пункте 11 статьи 7 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР“ и в постановлении Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 641 “О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов“.

отзыв на кассационную жалобу не представлен. Лица, участвующие

в деле, о времени и месте рассмотрения



кассационной жалобы извещены (уведомления NN 182, 183 от 26.05.1999), однако на заседание не явились, в связи с чем кассационная жалоба рассматривается без их участия.

Дело рассматривается в порядке, предусмотренном главой 21 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверив доводы кассационной жалобы, исследовав материалы дела, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа полагает, что кассационная жалоба подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Как установлено Арбитражным судом Республики Саха (Якутия), Госналогинспекция при проведении документальной проверки соблюдения Акционерной компанией “Алмазы России - Саха“ полноты и своевременности уплаты в бюджеты дивидендов по акциям, принадлежащим государству, за период с 01.01.1997 по 31.12.1997 выявила начисление дивидендов по названным акциям за 1997 год в сумме 19490560 рублей, которые на момент проверки в бюджет не перечислены.

По результатам проверки Госналогинспекцией составлен акт документальной проверки от 07.08.1998 и принято решение от 11.08.1998 N 08-2105 о взыскании пени в размере 0,05% в сумме 97453 рубля.

Названное решение Госналогинспекции признано недействительным по первоначальному иску и в удовлетворении встречного иска отказано по мотиву отсутствия у Госналогинспекции права на взыскание задолженности по уплате в бюджет дивидендов по акциям, принадлежащим государству, не являющихся налогами или сборами и взыскиваемых Комитетом по управлению имуществом и Фондом имущества в судебном порядке по спорам, вытекающим из гражданско - правовых отношений.

Вывод арбитражного суда является ошибочным. В соответствии со

статьей 2 Закона Российской Федерации “Об

основах налоговой системы в Российской Федерации“ под налогом, сбором, пошлиной и другими платежами понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами. Статьей 14 Федерального Закона от 26.03.1998 N 42-ФЗ “О федеральном бюджете на 1998 год“ и письмом Министерства финансов Российской Федерации N 143, Государственной налоговой службы Российской Федерации N ЮУ-4-15/194н от 08.12.1993 зарегистрированным в Министерстве юстиции Российской Федерации 23.12.1993 N 441, дивиденды по акциям, находящимся в федеральной собственности (за исключением расходов, связанных с управлением указанными акциями), относятся к обязательным неналоговым платежам в бюджет.

Согласно статье 6 Закона РСФСР “О Государственной налоговой службе РСФСР“ главной задачей Государственной налоговой службы является, в том числе, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет Государственных налогов и других платежей, установленных законодательством.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 29.06.1995 N 641 “О первоочередных мерах по укреплению доходной части федерального бюджета и улучшению деятельности налоговых органов“ контроль за поступлением в федеральный бюджет дивидендов по акциям, закрепленным в федеральной собственности, осуществляется Госкомимуществом России и Российским фондом федерального имущества с участием Госналогслужбы России.

Порядок взыскания пени на суммы платежей, не внесенных в бюджет в установленные сроки, предусмотрен приложением 1 и пунктом 1 приложения 2 к Инструкции Государственной налоговой службы России от 15.04.1994 N 26 “О порядке ведения в Государственных налоговых инспекциях оперативно - бухгалтерского учета налогов, сборов, пошлин и других обязательных платежей“.

Следовательно, Госналогинспекция вправе начислять пени на сумму дивидендов по акциям, находящимся в федеральной собственности, за исключением расходов, связанных с управлением указанными акциями, поэтому судебные акты по настоящему делу подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права.

Вместе с тем, кассационная инстанция не может разрешить спор, потому что арбитражным судом не выяснены и требуют дополнительной проверки и оценки обстоятельства, имеющие значение для дела.

В соответствии с пунктом 10.8 Устава АК “Алроса“, зарегистрированного в новой редакции распоряжением Главы Администрации Мирнинского улуса Республики Саха (Якутия) от 10.10.1996 N 1011 (л.д. 33), и пунктом 2 протокола годового общего собрания акционеров акционерной компании “Алмазы России - Саха“ от 27.06.1998 (л.д. 19), дивиденды за 1997 год должны быть выплачены 27.07.1998. Поэтому Госналогинспекция правомерно определила начальный срок для начисления пени за задержку перечисления дивидендов в бюджеты с 28.07.1998.

Однако арбитражный суд не проверил правильность расчета Госналогинспекцией пени от общей суммы подлежащих перечислению в бюджеты дивидендов без учета расходов, связанных с управлением акциями, находящимися в федеральной собственности, а также не установил факт соблюдения Госналогинспекции бесспорного порядка взыскания пени.

При таких обстоятельствах решение от 5 января 1999 года и постановление от 10 марта 1999 года подлежат отмене, а дело - передаче на новое рассмотрение.

При новом судебном разбирательстве арбитражному суду следует разрешить вопрос о распределении расходов по уплате Государственной пошлины за рассмотрение кассационной жалобы.

Руководствуясь статьями 162, 175 - 177 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Восточно - Сибирского округа

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 5 января 1999 года и постановление апелляционной инстанции от 10 марта 1999 года Арбитражного суда Республики Саха (Якутия) по делу N А58-2270/98 отменить и дело передать на новое рассмотрение в первую инстанцию того же арбитражного суда.

Председательствующий

О.И.КОСАЧЕВА

Судьи:

Т.А.БРЮХАНОВА

А.И.ЕВДОКИМОВ