Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 22.01.2003 по делу N А40-36590/02-40-383 Решение суда первой инстанции об отказе в удовлетворении исковых требований о взыскании денежных средств, составляющих стоимость предоставленной услуги по проезду военнослужащего, оставлено без изменения, т.к. правовой и финансовый порядок возмещения транспортным организациям расходов по проезду военнослужащих общественным городским транспортом, транспортом пригородного и местного сообщения в настоящее время не регулируется.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 22 января 2003 г. Дело N А40-36590/02-40-383“

(извлечение)

Арбитражный суд г. Москвы в составе: председательствующего М., судей О., Т., при ведении протокола судебного заседания судьей М., при участии истца: Е. по дов. N ОД-227 от 30.12.2002; ответчиков - не явились, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу истца ГУП МО “Мострансавто“ на решение от 5.11.2002 по делу N А40-36590/02-40-383 Арбитражного суда г. Москвы, принятого судьей Б., по иску ГУП МО “Мострансавто“ к Минобороны РФ, Минфину РФ о взыскании ущерба в размере 7 руб. 92 коп.,

УСТАНОВИЛ:

решением Арбитражного суда г. Москвы от 5.11.2002 по настоящему делу отказано в удовлетворении требования ГУП
пассажирского автотранспорта Московской области “Мострансавто“, предъявленного к Министерству обороны РФ и Министерству финансов РФ о взыскании 7 руб. 92 коп., составляющие стоимость предоставленной услуги по проезду военнослужащего.

Не согласившись с принятым решением, истец подал апелляционную жалобу, в которой просит судебный акт отменить, как незаконный и необоснованный, отмечая, что его требование предъявлено в соответствии с п. 5 ст. 790 ГК РФ, предусматривающий возмещение конкретных расходов по проезду, ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 1.12.99 N 224-О, в пункте 2 которого установлено, что установление транспортных льгот для лиц, которые в силу специфики своей деятельности пользуются общественным транспортом в служебных целях, носит компенсационный характер, в связи с чем считает необоснованным вывод суда о том, что механизм возмещения расходов за предоставленную льготу транспортным предприятиям не разработан, однако, не выяснил у Минфина РФ причины, по какой в проекте федерального бюджета на очередной 2002 г. не предусмотрены средства на возмещение расходов, связанных с реализацией льгот по проезду военнослужащих (л.д. 48 - 49).

Проверив материалы дела в порядке ст. ст. 266, 268 АПК РФ, доводы жалобы, заслушав пояснения представителя истца, суд апелляционной инстанции установил следующее.

В подтверждение своего требования ГУП МО “Мострансавто“ представил акт о предоставлении льгот по бесплатному проезду 6 июня 2002 г. военнослужащей К. по маршруту “Можайск - Поречье“ в автобусе Можайского автотранспортного предприятия, являющегося филиалом предприятия истца (л.д. 6), стоимость которого по тарифам на проезд пассажиров по данному маршруту составляет 14 руб., считая, что согласно п. 5 ст. 790 ГК РФ имеет право на возмещение расходов, связанных с перевозкой пассажиров, которым установлены льготы по проезду и
которые имеют документы, удостоверяющие личность, а также в соответствии с п. 9 абз. 2 ст. 20 ФЗ “О статусе военнослужащих“, устанавливающим, что расходы, связанные с указанной перевозкой, возмещаются за счет средств Министерства обороны РФ, отмечая, что данная норма имеет характер прямого действия, в связи с чем Минобороны РФ обязано возмещать его предприятию расходы, связанные с перевозкой своих служащих.

Однако, предъявленный к оплате счет N 164 и счет-фактура N 326 не оплачены последним, претензия оставлена без удовлетворения, в связи с чем истец считает, что Минобороны РФ не выполняет свои обязанности по возмещению расходов за проезд своих сотрудников, тогда как предприятие вынуждено осуществлять перевозку льготной категории граждан за свой собственный счет и несет необоснованные расходы, связанные с их перевозкой, что наносит предприятию убытки, в данном случае реальный ущерб, нанесенный предприятию составляет 7 руб. 92 коп., т.е. расходы, которые предприятие понесло в результате проезда одного льготного пассажира по указанному маршруту, в связи с чем в соответствии со ст. ст. 15, 789, п. 5 ст. 790 ГК РФ и ст. 20 вышеуказанного Федерального закона обратился к Минобороне РФ и Минфину РФ с настоящим требованием (л.д. 3 - 5).

Возражая против предъявленного к нему требования, Минфин РФ в отзыве на иск отмечает, что согласно ст. 790 ГК РФ в случая, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

В соответствии же с Бюджетный кодексом РФ и Законом о федеральном бюджете
на 2002 год Мострансавто не является получателем средств федерального бюджета; согласно же приложения 17 к Закону Московской области “Об областном бюджете на 2002 год“ финансирование областной целевой программы “Транспортное обслуживание населения Московской области ГУП “Мострансавто“ осуществляется за счет средств областного бюджета, а не федерального и, таким образом, возмещение расходов в данном случае, осуществляется за счет бюджета Московской области (л.д. 26 - 27).

Минобороны в лице Центрального управления военных сообщений также не признает требование истца и в отзыве на иск отмечает, что исходя из содержания п. 5 ст. 790 ГК РФ и ст. 20 ФЗ “О статусе военнослужащих“ возмещение расходов, связанных с перевозкой военнослужащих общественным транспортом, должно производиться за счет бюджетных средств, специально выделяемых на эти цели.

Порядок же возмещения таких расходов установлен Постановлением Правительства РФ от 20.04.2000 N 354, в котором предусмотрены конкретные случаи, в которых Минобороны РФ за счет средств, выделяемых из федерального бюджета, возмещает транспортным организациям расходы, однако, правовой и финансовый порядок такого возмещения в настоящее время отсутствует, не предусмотрены такие ассигнования и в ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, тогда как расходование бюджетных средств определяется Бюджетным кодексом РФ, а средства распределенные Минобороне РФ выделены с обозначением их на финансирование конкретных целей, которые и подлежат расходованию в порядке, предусмотренном ст. 70 БК РФ (л.д. 40 - 41).

Рассмотрев требование истца, суд первой инстанции признал его не подлежащим удовлетворению, поскольку ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“ при распределении ассигнований, направленных на содержание Вооруженных Сил РФ, ассигнования на транспортные расходы, связанные с проездом военнослужащих всеми видами транспорта общего пользования, не определены,
не разработан и механизм возмещения расходов за предоставленную льготу транспортным предприятиям.

Суд апелляционной инстанции считает, что решение суда от 5.11.2002 по настоящему делу является обоснованным, как принятое по заявленному требованию и с учетом фактических обстоятельств и материалов дела, действующего законодательства, в связи с чем жалоба удовлетворению не подлежит, поскольку суд первой инстанции правомерно пришел к выводу, что ФЗ “О статусе военнослужащих“, Постановлением Правительства РФ N 354 от 20.04.2000, ФЗ “О федеральном бюджете на 2002 год“, нормами Бюджетного кодекса РФ правовой и финансовый порядок возмещения транспортным организациям расходов по проезду военнослужащих общественным городским транспортом, транспортом пригородного и местного сообщения в настоящее время не регулируется, а правоотношения, связанные с осуществлением расходов бюджетов всех уровней в соответствии со ст. 1 Бюджетного кодекса РФ, отнесены к бюджетным правоотношениям. ГУП МО “Мострансавто“ не является получателем средств федерального бюджета.

Кроме того, как обоснованно указал ответчик - Минфин РФ, в Законе Московской области “Об областном бюджете на 2002 год“ в разделе “Распределение ассигнований из областного бюджета на 2002 год на финансирование приоритетных областных целевых программ“ (приложение 17) областная целевая программа Московской области “Транспортное обслуживание населения Московской области ГУП МО “Мострансавто“ подлежит финансированию Министерством транспорта Московской области (л.д. 34 - 35).

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеются в виду статьи 266, 268, 269, 271 Арбитражного процессуального кодекса РФ, а не ПК РФ.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 266, 268, 269, 271 ПК РФ,

ПОСТАНОВИЛ:

решение суда от 5.11.2002 по делу N А40-36590/02-40-383 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.

Мотивированное постановление изготовлено 31.01 2003.