Решения и определения судов

Постановление апелляционной инстанции Арбитражного суда г. Москвы от 25.12.2001 по делу N А40-34648/01-75-340 С 1 января 2001 года контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения взносов в государственные социальные внебюджетные фонды, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), осуществляется налоговыми органами.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

апелляционной инстанции

от 25 декабря 2001 г. Дело N А40-34648/01-75-340“

(извлечение)

Арбитражный суд г. Москвы в составе: председательствующего О., судей К., Л., при участии истца: Ж. по дов. от 14.05.2001; ответчика: К.- председателя правления Фонда, протокол N 1 от 16.11.2000, рассмотрев в судебном заседании апелляционную жалобу МРО ФСС РФ на решение от 14.11.2001 по делу N А40-34648/01-75-340 Арбитражного суда г. Москвы, судья Д.,

УСТАНОВИЛ:

МРО ФСС РФ обратилось в Арбитражный суд с иском к Благотворительному фонду “Память и покаяние“ о взыскании штрафа в размере 5000 руб. за несвоевременную постановку на учет в качестве страхователя по обязательному страхованию от несчастных случаев на основании п.
1 ст. 116 НК РФ.

Решением от 14.12.2001 в иске отказано. При этом суд исходил из того, что с 01.01.2001 истец не вправе привлекать к ответственности плательщиков страховых взносов на основании НК РФ.

Не согласившись с принятым решением, истец обратился с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, исковые требования удовлетворить, считая, что применение МРО ФСС РФ ч. 1 ст. 116 НК РФ является правомерным, на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязанности по налоговому контролю, и они пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ.

Ответчик в представленном отзыве просит решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения, т.к. судом верно применены нормы материального права.

Законность и обоснованность принятого решения проверены апелляционной инстанцией в порядке ст. ст. 153, 155 АПК РФ.

Проверив материалы дела, изучив все доводы апелляционной жалобы, заслушав представителей сторон, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены решения и удовлетворения апелляционной жалобы, исходя из следующего.

Как видно из материалов дела, 03.04.2001 ответчик обратился в филиал N 34 МРО ФСС РФ с заявлением в качестве страхователя (л.д. 7). Свидетельство о регистрации выдано МРП 29.10.2000 (л.д. 6). Следовательно, ответчик нарушил десятидневный срок постановки на учет, установленный Федеральным законом N 125-ФЗ от 24.07.98 “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.“

Решением истца N 97 от 27.04.2001 ответчик привлечен к ответственности за нарушение срока регистрации в качестве страхователя в виде взыскания штрафа в размере 5000 руб. предусмотренного п. 1 ст. 116 НК РФ (л.д. 10).

В соответствии со ст. 11 ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ
и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний не включаются в состав единого социального налога (взноса) и уплачиваются в соответствии с федеральными законами об этом виде социального страхования.

Указанные правоотношения регулируются Федеральным законом от 24.07.1998 N 125-ФЗ “Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний“.

Этим законом установлена самостоятельная ответственность за уклонение от регистрации страхователя. Ответственность за несвоевременную постановку отсутствует.

Данные страховые взносы не относятся к налогам и сборам, в связи с чем к указанным отношениям ст. 34.1 Налогового кодекса неприменима. Ссылка истца на указанную норму необоснованна.

Согласно ч. 1 ст. 34.1 Налогового кодекса РФ в случаях, когда законодательством о налогах и сборах на органы государственных внебюджетных фондов возложены обязательства по налоговому контролю, эти органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов, предусмотренные Налоговым кодексом РФ. Однако указанные функции с 01.01.2001 переданы налоговым органам (ст. 9 Федерального закона “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах и сборах“ N 118-ФЗ от 05.08.2000.

Обязанность регистрироваться плательщиков страховых взносов предусмотрена ст. ст. 8, 10 Федерального закона от 02.01.2000 N 24-ФЗ “О бюджете фонда социального страхования на 2000 год“.

Согласно ст. 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2000 год“ N 24-ФЗ, применение финансовых санкций к плательщикам страховых взносов и банкам при нарушении ими порядка уплаты (перечисления) страховых взносов в Фонд и регистрации в качестве страхователей осуществляется в соответствии с частью первой НК РФ.

Сравнительный анализ
законов о бюджете фонда социального страхования на 2000 и 2001 годы показывает, что Федеральный закон “О бюджете Фонда социального страхования на 2001 год“ не предусматривает штрафы в качестве источника доходов Фонда и не содержит норм, аналогичных ст. 10 Федерального закона “О бюджете Фонда социального страхования на 2000 г.“.

При таких обстоятельствах истец не вправе был привлекать ответчика к налоговой ответственности, в удовлетворении исковых требований было правомерно отказано судом первой инстанции.

Таким образом, решение суда является законным и обоснованным, соответствует материалам дела и действующему законодательству, в связи с чем отмене не подлежит.

Апелляционной инстанцией рассмотрены все доводы апелляционной жалобы, однако они не могут служить основанием для ее удовлетворения.

С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 153, 155, 157, 159 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

решение Арбитражного суда г. Москвы от 14.11.2001 по делу N А40-34648/01-75-340 оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.