Решения и постановления судов

Решение Арбитражного суда г. Москвы от 23.08.2001 по делу N А40-25400/01-106-132 Текстовое, визуальное или звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД Г. МОСКВЫ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

от 23 августа 2001 г. Дело N А40-25400/01-106-132“

(извлечение)

Арбитражный суд в составе: председательствующего судьи Б., членов суда - Д., Л., с участием: от истца - С. (дов. от 23.08.01); от ответчика - П. (дов. ИЮ-13294 от 04.11.00), рассмотрев дело по иску ЗАО “Жилстройиндустрия“ к Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства о признании недействительными решения Административной комиссии МАП России, постановления и предписания,

УСТАНОВИЛ:

иск заявлен о признании недействительными решения Административной комиссии МАП России по делу N РЦ.11.01.41 от 04 июля 2001 г., постановления о наложении штрафа и предписания о прекращении нарушения Закона “О рекламе“.

В обоснование иска истец указал, что информация о стоимости квартир обращена к неопределенному кругу лиц. К числу потребителей товара относятся несовершеннолетние, которые проживают в квартирах и могут являться их собственниками, в Федеральном законе отсутствует исчерпывающий перечень товаров, относящихся непосредственно к несовершеннолетним, а потому п. 2 ст. 20 ФЗ “О рекламе“ истцом нарушен не был.

Ответчик иск не признал по основаниям, указанным в отзыве, сославшись на ст. 28 ГК РФ, ФЗ “О рекламе“, указав, что использование в рекламе образа несовершеннолетней девочки нарушает п. 2 ст. 20 ФЗ “О рекламе“.

Выслушав мнение сторон, изучив материалы дела, суд считает иск не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.



Решением от 04.07.2001 по делу РЦ.11.01.41 распространяемая в печатных средствах массовой информации (журнале “Профиль“, газете “Коммерсант“) реклама услуг по продаже ЗАО “Жилстройиндустрия“ квартир с использованием образа несовершеннолетней девочки в возрасте 5 - 7 лет признана ненадлежащей, поскольку в ней нарушены требования п. 2 ст. 20 ФЗ “О рекламе“, принято решение о выдаче истцу предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе и применении к истцу мер административной ответственности в размере 100 МРОТ.

Согласно ст. 2 ФЗ “О рекламе“ реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.

Из материалов дела, размещенной в печатных изданиях рекламы, буквального ее текста усматривается, что истец в ней рекламирует себя и свои услуги по продаже квартир, оформлению ипотечного кредита на этапе строительства, оценке недвижимости, а образ несовершеннолетней девочки используется для формирования и поддержания интереса к фирме и оказываемым ею услугам, в целях способствования реализации услуг истца.

Однако в соответствии со ст. 20, п. 2, ФЗ “О рекламе“ текстовое, визуальное и звуковое использование образов несовершеннолетних в рекламе, не относящейся непосредственно к товарам для несовершеннолетних, не допускается.

ФЗ “О рекламе“ не содержит перечня товаров, основными потребителями которых являются несовершеннолетние. Ссылка ответчика на товарную номенклатуру внешнеэкономической деятельности несостоятельна, поскольку данная классификация товаров произведена в таможенных целях, не имеет отношения к Закону “О рекламе“. Однако к таким товарам, основными потребителями которых являются несовершеннолетние, очевидно, не следует относить товары, которые явно не предназначены для употребления несовершеннолетними. Например, алкогольные напитки, табачные изделия, автомобили, хозяйственные приборы и инструменты, требующие специальных технических знаний и навыков и т.п. Общим критерием отнесения товаров к детским является использование этих товаров непосредственно ребенком или направленность их для потребностей несовершеннолетних. Услуги по продаже квартир, оформлению кредитов и оценке недвижимости явно не предназначены для потребления несовершеннолетними.

Доводы же истца о том, что несовершеннолетние могут проживать в квартирах и являться их собственниками, а потому рекламируемый товар нельзя отнести к разряду явно не относящегося к несовершеннолетним, суд находит несостоятельными, поскольку истцом рекламируется не конкретная квартира, проживать в которой может несовершеннолетний и являться ее собственником, а услуги по продаже квартир и оформлению кредитов, потребителями которых не могут быть несовершеннолетние в соответствии со ст. 28 ГК РФ.

Судом не установлено, что оспариваемые акты не соответствуют закону и нарушают права и интересы истца, и у суда нет оснований для их признания в соответствии со ст. 13 ГК РФ.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 124 - 127, 134 АПК РФ, суд

РЕШИЛ:

в иске ЗАО “Жилстройиндустрия“ к Министерству РФ по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России) о признании недействительными решения Административной комиссии МАП России по делу РЦ.11.01.41 от 04 июля 2001 г., постановления о наложении штрафа и предписания о прекращении нарушения Закона “О рекламе“ отказать.