Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 06.11.2003 N Ф09-3698/03-АК по делу N А60-15550/03 При реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную налоговую декларацию для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки ноль процентов (или особенностей налогообложения).

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 6 ноября 2003 года Дело N Ф09-3698/03-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Верхней Пышме (далее - инспекция) на решение от 28.07.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15550/03 по заявлению налогового органа к открытому акционерному органу “Среднеуральский металлургический завод“ (далее - общество) о взыскании 1893034 руб.

В судебном
заседании приняли участие представители: налогового органа - Михайлова Н.Е., инспектор, доверенность от 06.11.2003 N 118, Мальцева Н.В., инспектор, доверенность от 04.01.2003 N 18; ответчика - Малей А.В., заместитель директора, доверенность от 20.01.2002 N 12.

Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Инспекция обратилась в Арбитражный суд Свердловской области с заявлением взыскании с общества штрафа в сумме 1893034 руб.

Решением от 28.07.2003 Арбитражного суда Свердловской области в удовлетворении заявленных требований отказано.

В апелляционной инстанции решение не пересматривалось.

Инспекция с судебным актом не согласна, просит его отменить и заявленные требования удовлетворить, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом ст. ст. 21, 56, 153, 164, 165, 173 НК РФ и ст. 5 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“.

Налоговый орган полагает, что общество правомерно привлечено к налоговой ответственности по п. 2 ст. 119 НК РФ за несвоевременное представление дополнительных налоговых деклараций по налогу на добавленную стоимость (далее - НДС), поскольку в случае реализации товара в таможенном режиме экспорта и применения налоговой ставки 0% налогоплательщик обязан представить в налоговый орган такую дополнительную налоговую декларацию.

Проверив законность судебного акта в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.

Как следует из материалов дела, поводом для обращения инспекции в арбитражный суд послужила неуплата ответчиком в добровольном порядке налоговых санкций, взыскиваемых налоговым органом на основании решения N 40 от 25.03.2003.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, арбитражный суд полагал, что при осуществлении хозяйственных операций, где применяется налоговая ставка 0% (при реализации товаров в таможенном режиме экспорта), у налогоплательщика имеется только право, но не
обязанность представлять в налоговый орган декларацию по НДС по указанным оборотам.

Указанный вывод арбитражного суда является ошибочным, поскольку противоречит положениям п. п. 3 и 4 ст. 23, п. 6 ст. 164, п. п. 1 и 10 ст. 165 НК РФ, согласно которым при реализации товаров в таможенном режиме экспорта налогоплательщик обязан представить в налоговый орган отдельную налоговую декларацию для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов (или особенностей налогообложения).

Как следует из материалов дела, ответчиком вопреки требованиям ст. 23, подп. 1 п. 1 ст. 162, п. п. 1, 4, 6 ст. 166, п. п. 1, 8 ст. 171 и п. 1 ст. 174 НК РФ налоговые декларации по авансовым платежам за август 2001 года и за январь 2002 года представлены с нарушением установленного вышеуказанными нормами срока (при сроке представления не позднее 20.09.2001 и 20.02.2002 указанные налоговые декларации представлены соответственно 13.11.2002 и 02.10.2002).

Непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока представления такой декларации является налоговым правонарушением, предусмотренным пунктом 2 ст. 119 НК РФ.

Поскольку материалами дела подтверждается факт нарушения налогоплательщиком сроков представления налоговых деклараций по НДС по авансовым платежам за август 2001 года и за январь 2002 года в течение более 180 дней по истечении установленного законодательством о налогах срока их представления, то налоговый орган правильно квалифицировал данные действия ответчика как налоговое правонарушение, предусмотренное п. 1 ст. 119 НК РФ.

Однако, суд кассационной инстанции полагает, что обжалуемый судебный акт не подлежит отмене по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 115 НК РФ
налоговые органы могут обратиться в суд с иском о взыскании налоговой санкции не позднее шести месяцев со дня обнаружения налогового правонарушения и составления соответствующего акта.

В абзацах 2 и 3 пункта 37 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5 “О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации“ указано, что при применении этой нормы необходимо иметь в виду, что исчисление данного срока со дня составления акта производится в случае привлечения налогоплательщика (налогового агента) к ответственности по результатам выездной налоговой проверки, а также в случае привлечения к установленной Кодексом ответственности лиц, не являющихся налогоплательщиками (налоговыми агентами), поскольку только в этих случаях НК РФ предусматривает составление акта (пункт 1 статьи 100 и пункт 1 статьи 101.1).

Учитывая, что Кодекс не предусматривает составления налоговым органом акта по результатам использования в отношении налогоплательщика (налогового агента) иных, помимо выездной налоговой проверки, форм налогового контроля, установленный пунктом 1 статьи 115 НК РФ срок в этих случаях должен исчисляться со дня обнаружения соответствующего правонарушения, который определяется, исходя из характера конкретного правонарушения, а также обстоятельств его совершения и выявления.

В силу ст. 6.1 НК РФ и п. 1 ст. 115 НК РФ, с учетом разъяснений, содержащихся в указанном Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28.02.2001 N 5, исчислять 6-месячный срок для обращения налогового органа с заявлением о взыскании штрафа необходимо с момента обнаружения налогового правонарушения, т.е. со дня подачи обществом соответствующих деклараций в Инспекцию Министерства Российской Федерации по налогам и сборам по г. Верхней Пышме.

Поскольку моментами обнаружения вменяемого ответчику налогового правонарушения являются 13.11.2002 (по налоговой декларации
за август 2001 года) и 02.10.2002 (по налоговой декларации за январь 2002 года), а налоговый орган обратился с заявлением о взыскании штрафных санкций 01.07.2003 (согласно дате на оттиске штампа входящей корреспонденции Арбитражного суда Свердловской области), т.е. с нарушением установленного ст. 115 НК РФ 6-месячного срока, то в удовлетворении заявленных инспекцией требований надлежит отказать.

Учитывая изложенное, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 28.07.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А60-15550/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.