Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 30.10.2003 N Ф09-3632/03-АК по делу N А47-4581/02 Стоимость имущества, безвозмездно переданного в ведение органов исполнительной власти субъектов России и органов местного самоуправления, не учитывается при налогообложении налогом на прибыль.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 октября 2003 года Дело N Ф09-3632/03-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга на постановление апелляционной инстанции от 28.07.2003 Арбитражного суда Оренбургской области по делу N А47-4581/02 по заявлению ООО “Оренбурггазпром“ к Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга, Межрегиональной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 г. Москвы
о признании недействительным ненормативного акта.

В судебном заседании присутствовали представители: заявителя - Мязина Т.Г., по доверенности от 29.01.03 N 54, Никифорова А.О., по доверенности от 04.03.03 N 90, Гриненко Л.В., по доверенности от 08.08.03 N 217; Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга - Мельникова Л.А., по доверенности от 11.03.03 N 2.

Представители Межрегиональной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 г. Москвы, надлежащим образом извещенной о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено.

Ходатайств не поступило.

ООО “Оренбурггазпром“ обратилось в Арбитражный суд Оренбургской области с заявлением к Инспекции МНС РФ по Ленинскому району города Оренбурга, Межрегиональной Инспекции МНС РФ по крупнейшим налогоплательщикам N 2 города Москвы о признании недействительным решения от 18.09.2002 N 08-28/12598 в редакции изменений от 17.10.2002 N 08-28/14150.

Решением суда от 10.04.2003 в удовлетворении заявленных требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 28.07.2003 решение отменено.

Признано недействительным решение Инспекции МНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга от 18.09.2002 N 08-28/12598 в редакции изменений, внесенных решением от 17.10.2002 N 08-28/14150.

Инспекция МНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга обязана устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Поскольку, оспариваемые решения Межрегиональной Инспекцией МНС РФ N 2 г. Москвы не принимались, в отношении указанного налогового органа в иске отказано.

Инспекция МНС РФ по Ленинскому району г. Оренбурга с постановлением суда апелляционной инстанции не согласна, просит в кассационной жалобе постановление апелляционной инстанции от 28.07.2003 отменить, ссылаясь на нарушение п. 6 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“.

Законность судебных
актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, ООО “Оренбурггазпром“ при подаче расчета налога от фактической прибыли за 12 месяцев 1999 года включило в валовую прибыль стоимость больничного комплекса, безвозмездно переданного органам местного самоуправления.

17.06.2002 Общество обратилось в Инспекцию МНС РФ по Ленинскому району с заявлением о принятии уточненной налоговой декларации по налогу на прибыль за 1999 год и о зачете суммы налога на прибыль в размере 4351000 руб. в счет предстоящих платежей, отразив произведенные затраты от безвозмездной передачи основных средств органам местного самоуправления как внереализационные расходы.

По результатам камеральной проверки уточненной декларации налоговым органом принято решение от 18.09.2002 N 08-28/12598 о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения и доначислении налога на прибыль в сумме 4351000 руб. Решением от 17.10.2002 N 08-28/14150 сумма доначисленного налога уменьшена до 4113000 руб.

Не согласившись с принятыми решениями, ООО “Оренбурггазпром“ обратилось в арбитражный суд с заявлением об оспаривании решений налогового органа, указав, что стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, безвозмездно переданных органам местного самоуправления, не должна учитываться при налогообложении.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции исходил из того, что спорные объекты, переданные после завершения приватизации, следует учитывать при налогообложении.

Отменяя решение и удовлетворяя требования заявителя, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о правомерности применения налогоплательщиком абз. 5 п. 6 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ и недоказанности налоговым органом наличия недоимки по налогу на прибыль.

Вывод суда апелляционной инстанции соответствует установленным обстоятельствам и требованиям налогового законодательства.

Согласно ст. 2 Закона РФ “О налоге на
прибыль предприятий и организаций“ от 27.12.91 N 2116-1 объектом обложения налогом является валовая прибыль, представляющая собой сумму прибыли (убытка) от реализации продукции, основных фондов, иного имущества предприятия и доходов от внереализационных операций, уменьшенных на сумму расходов по этим операциям.

В соответствии с п. 6 ст. 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ в редакции закона от 03.12.94 N 54-ФЗ не учитывается при налогообложении стоимость объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения приватизируемых предприятий, передаваемых в ведение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также объектов жилищно-коммунального назначения, дорог, электрических сетей и подстанций, газовых сетей, водозаборных сооружений и других подобных объектов, передаваемых безвозмездно органам государственной власти (или по их решению специализированным предприятиям, осуществляющим использование или эксплуатацию указанных объектов по их назначению) и органам местного самоуправления.

Социально-бытовые объекты, в том числе больничный комплекс в с. Черный отрог Саракташского района Оренбургской области, с 1992 года строились государственным предприятием “Оренбурггазпром“, при создании ООО “Оренбургазпром“ в 1999 году переданы учредителем ОАО “Газпром“ в уставной капитал общества в числе объектов незавершенного строительства, после завершения строительства больничный комплекс стоимостью 13709905 руб. введен в эксплуатацию и безвозмездно передан центральной районной больнице распоряжением Администрации Саракташского района от 11.11.99 N 494-р и распоряжением генерального директора ООО “Оренбурггазпром“ от 16.11.1999 N 234, что подтверждено материалами дела.

Применительно к пункту 6 статьи 2 Закона РФ “О налоге на прибыль предприятий и организаций“ стоимость имущества, безвозмездно переданного в ведение органов исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, не учитывается при налогообложении.

Вследствие чего, отнесение произведенных затрат по безвозмездной передаче больничного комплекса
на финансовые результаты, уменьшение налогооблагаемой базы на 13709905 руб. - сумму стоимости больничного комплекса, и, соответственно, налога на прибыль на сумму 4113000 рублей не привело к образованию недоимки перед бюджетом, в связи с чем оспариваемые решения налогового органа о доначислении налога на прибыль обоснованно признаны судом апелляционной инстанции неправомерными.

Доводы кассационной жалобы, основанные на необходимости применения общего порядка налогообложения прибыли, подлежат отклонению в силу п. 7 ст. 3 НК РФ, в соответствии с которым все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

Стоимость переданного больничного комплекса подтверждается материалами дела, и доводы жалобы в данной части противоречат фактически установленным обстоятельствам и предоставленным доказательствам.

Принимая во внимание изложенное, суд кассационной инстанции считает, что оснований для удовлетворения жалобы и отмены постановления суда апелляционной инстанции не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 28.07.2003 Арбитражного суда Свердловской области по делу N А47-4581/02 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.