Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 10.09.2003 N Ф09-2919/03-АК по делу N А76-3658/03 Доводы заявителя фактически относятся к разногласиям относительно правомочий по выдаче разрешительных документов лесопользования, что, по существу, является спором о компетенции между органами государственного управления, который арбитражному суду не подведомственен.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 10 сентября 2003 года Дело N Ф09-2919/03-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу на решение от 21.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2003 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-3658/03 по заявлению ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“ о признании незаконным постановления о привлечении к административной ответственности.

В судебном заседании приняли участие представители: ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“ - Резвухин С.Г., по
дов. от 13.02.2003, Шешин И.Н. по дов. от 11.04.2003; ФГУ “Челябинское управление сельскими лесами“ - Терехов Д.Г., по дов. от 25.03.2003.

Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

ФГУ “Челябинское управление сельскими лесами“ обратилось в Арбитражный суд Челябинской области с заявлением к ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“ о признании незаконным постановления от 21.02.2003 N 10 о привлечении к административной ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ в виде наложения штрафа в сумме 30000 руб.

Решением от 21.04.03 Арбитражного суда Челябинской области оспариваемое постановление ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“ признано незаконным.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.06.03 решение оставлено без изменения.

ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“ с принятыми судебными актами не согласно, просит их отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать, указывая на отсутствие у ФГУ “Челябинсксельлес“ полномочий по выдаче лесорубочного билета на осуществление рубки леса на спорной территории.

Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 274, 286, 287 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как видно из материалов дела, постановлением по делу об административном правонарушении от 21.02.03 N 12, принятым главным лесничим ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“, ФГУ “Челябинсксельлес“ привлечено к административной ответственности по ст. 8.28 КоАП РФ. Основанием для принятия данного постановления послужил факт рубки леса в квартале 783 Травниковского лесничества. По мнению ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“, рубка леса осуществлялась заявителем незаконно, поскольку соответствующий лесорубочный билет был выдан ФГУ “Челябинсксельлес“ при отсутствии на то полномочий.

Признавая оспариваемое постановление незаконным, арбитражный суд пришел к выводу об отсутствии оснований для привлечения заявителя к указанной административной ответственности.

Данный вывод суда является верным, основан на материалах дела и
соответствует действующему законодательству.

Статьей 8.28 КоАП РФ установлена административная ответственность за незаконную порубку деревьев.

В силу ст. ст. 23, 42 Лесного Кодекса права пользования участками лесного фонда возникают, в том числе, из актов государственных органов, а именно - на основании выдаваемых уполномоченными органами лесорубочного билета, ордера или лесного билета.

В силу ст. 51 Лесного Кодекса РФ государственное управление в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов осуществляет Правительство РФ непосредственно или через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

Постановлением Правительства РФ от 03.07.97 N 804, принятым во исполнение данной нормы, предусмотрено, что специально уполномоченными органами управления в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов являются Федеральная служба лесного хозяйства России и Министерство сельского хозяйства и продовольствия РФ.

Полномочия и специализация указанных федеральных органов исполнительной власти в области использования, охраны, защиты лесного фонда и воспроизводства лесов определяются положениями о них.

Подпунктом 42 пункта 7 Положения о Министерстве сельского хозяйства и продовольствия РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ N 901 от 29.11.2000, установлено право Министерства осуществлять в соответствии с законодательством Российской Федерации государственное управление в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование; участвовать совместно с Министерством природных ресурсов Российской Федерации и другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти в разработке проектов федеральных целевых программ по этим направлениям.

Приказом Министерства сельского хозяйства РФ “О государственном управлении в области использования, охраны, защиты участков лесного фонда и воспроизводства лесов, ранее находившихся во владении сельскохозяйственных организаций и переданных им в безвозмездное пользование“ N 196 от 28.02.02
установлено, что федеральным государственным учреждениям по управлению сельскими лесами, подведомственным Минсельхозу России, расположенным на территории субъектов РФ, предоставлено право выдачи разрешительных документов на лесопользование. Законность данного приказа подтверждена решением Верховного Суда РФ от 18 июля 2002 г. N ГКПИ 2002-856.

Из материалов дела усматривается, что ФГУ “Челябинсксельлес“ произведена вырубка леса, ранее находившегося во владении сельскохозяйственной организации и переданного в безвозмездное пользование. Доказательств иного правового положения спорного участка лесного фонда ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“ в материалы дела в соответствии со ст. 65, п. 4 ст. 210 АПК РФ не представлено.

ГУ “Челябинсксельлес“ является территориальным органом Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, вследствие чего правомочно выдавать лесорубочные билеты на вырубку указанных выше лесов. Таким образом, рубка осуществлялась заявителем на основании документа, выданного в установленном порядке, и, следовательно, состав вменяемого ГУ “Челябинсксельлес“ правонарушения в его действиях отсутствует.

Доводы заявителя кассационной жалобы фактически относятся к разногласиям относительно правомочий по выдаче разрешительных документов лесопользования, что, по существу, является спором о компетенции между органами государственного управления, который в силу § 1 гл. 4 АПК РФ арбитражному суду не подведомственен.

Ссылка ГУ “Чебаркульский опытный лесхоз“ на приказ Федеральной службы лесного хозяйства России от 29.05.1998 N 89 “Об изменении границ лесхозов в Челябинской области“, согласно которому все леса в Челябинской области, ранее находившиеся в ведении сельхозорганизаций, переданы лесхозам Челябинского управления лесами, также подлежит отклонению. Из содержания данного приказа не следует, что правовой режим использования земель сельхозорганизациями, и соответственно, полномочия сельских лесхозов изменены.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 21.04.2003 и постановление апелляционной инстанции от 26.06.2003 Арбитражного суда Челябинской области
по делу N А76-3658/03 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.