Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 30.06.2003 N Ф09-1834/03-АК по делу N А07-14980/02 Удовлетворяя требования налогоплательщика о признании частично недействительным решения налогового органа о привлечении к налоговой ответственности, арбитражный суд исходил из того, что при определении платы за право добычи полезных ископаемых, за недра и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объектом налогообложения является не себестоимость, а составляющие стоимости фактически произведенных расходов без какой-либо связи с определением себестоимости и без включения в нее суммы произведенных платежей за пользование недрами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 30 июня 2003 года Дело N Ф09-1834/03-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ и Управления МНС РФ по Республике Башкортостан на решение от 10.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.03 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14980/02 по заявлению ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ к Управлению МНС РФ по Республике Башкортостан о признании частично недействительным решения.

В заседании приняли участие
представители заявителя: Камаев М.М. по доверенности от 20.09.02 N 028-195Д; Башков А.В. по доверенности от 17.06.03 N 028-115Д, ордер от 18.06.03 N 618.

Представители налогового органа, надлежаще извещенного о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.

Разъяснены права и обязанности.

Отводов составу суда не заявлено.

Ходатайств не поступило.

ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ обратилось в Арбитражный суд Республики Башкортостан с заявлением к Управлению МНС РФ по Республике Башкортостан о признании частично недействительным решения от 11.09.02 N 276 о привлечении к налоговой ответственности.

Решением от 10.01.03 арбитражного суда исковые требования удовлетворены частично, решение налогового органа признано недействительным в части начисления штрафных санкций: пп. 1.1 по НДС - 815728 руб., пп. 1.2 по налогу на пользователей автодорог - 40245 руб., пп. 1.5 по плате за право добычи полезных ископаемых - 9204 руб., пп. 1.6 по плате за пользование недрами - 12723 руб., пп. 1.7 по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 14751 руб., пп. 1.8 по взносам в ПФР - 1008 руб., пп. 1.9 по ЕСН, зачисляемому в ПФР, - 4185 руб., пп. 1.10 по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 30 руб., пп. 1.11 по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 508 руб., пп. 1.12 по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 598 руб.; по п. 2.1 “б“ доначисленных сумм по НДС - 4025422 руб., по налогу с продаж - 2933 руб., по налогу на пользователей автодорог - 201223 руб., по взносам в ПФР - 50109 руб., по ЕСН, зачисляемому в ПФР - 746679 руб., по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 101856 руб., по ЕСН, зачисляемому в
ФФОМС - 5166 руб., по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 86725 руб., по плате за право добычи полезных ископаемых - 46018 руб., по плате за право пользования недрами - 63614 руб., по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 73753 руб.; по п. 2.1 “в“ по начислению пени в сумме соответственно сумме налогов. В остальной части иска отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 26.03.03 того же суда решение суда оставлено без изменения.

Управление МНС РФ по Республике Башкортостан с решением и постановлением не согласно в части удовлетворения исковых требований по налогу на добавленную стоимость, налогу на пользователей автодорог, налогу с продаж, плате за пользование недрами, взносам во внебюджетные фонды, просит в этой части судебные акты отменить, в иске отказать, ссылаясь в кассационной жалобе на неправильное применение судом п. 2 ст. 4 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“, ст. ст. 153, 236 - 238 НК РФ, ст. 5 Закона РФ “О дорожных фондах“, ПБУ 9/99, п. 1 ст. 3 Закона Республики Башкортостан “О налоге с продаж“, абз. 4 ст. 41 Закона РФ “О недрах“, Федеральных законов “О тарифах страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд Социального страхования, РФ, Государственный фонд занятости населения РФ и фонды обязательного медицинского страхования РФ на 1999 - 2000 гг.“, НК РФ.

ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ с судебными актами не согласно в части отказа в удовлетворении исковых требований в отношении земельного налога, просит в этой части их отменить, иск удовлетворить, ссылаясь в кассационной жалобе на
неправильное применение судом ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 274, 284, 286 АПК РФ.

Как видно из материалов дела, Управлением МНС РФ по Республике Башкортостан проведена проверка ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ за период с 01.07.2000 по 31.12.01, о чем составлен акт от 15.07.03. По результатам проверки налоговым органом принято решение от 11.09.03 N 276 о привлечении ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ к налоговой ответственности.

Основанием для доначисления налога на добавленную стоимость в сумме 4025422 руб. и налога на пользователей автодорог в сумме 201223 руб., соответствующих пени и штрафов послужили выводы налогового органа о неправомерном исключении в 2001 г. из налогооблагаемого оборота сумм налога на реализацию ГСМ, поступивших от покупателей за нефтепродукты, отгруженные до 01.01.01.

Удовлетворяя требования в данной части, суд исходил из того, что налогоплательщик правомерно относил спорные суммы в состав внереализационных доходов, не облагаемых указанными налогами.

Однако судом не учтено следующее.

Согласно п. 2 ст. 4 Федерального закона РФ “О введении в действие части второй Налогового кодекса РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ о налогах“ с 01.01.01 отменен налог на реализацию ГСМ.

В соответствии со ст. 3 Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“, объектом обложения налогом на добавленную стоимость являются обороты по реализации на территории Российской Федерации товаров, выполненных работ и оказанных услуг. Облагаемый оборот определяется на основе стоимости реализуемых товаров (работ, услуг), исходя из применяемых цен и тарифов, без включения в них налога на добавленную стоимость (ст. 4 Закона).

Согласно ст. 5 Закона РФ “О дорожных фондах“ объектом налогообложения по налогу на пользователей автодорог является выручка от
реализации продукции (работ, услуг).

В соответствии с учетной политикой ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ для целей налогообложения выручка от реализации продукции определяется на момент получения денежных средств.

Общество реализовало продукцию, оплату за которую получило в 2001 г., следовательно, фактический оборот по реализации товаров совершен в 2001 г., соответственно, у него возникла обязанность по уплате налога на добавленную стоимость на сумму полученного, но не подлежащего перечислению в бюджет, налога на реализацию ГСМ.

Поскольку спорные суммы, полученные после 01.01.01, не являлись налогом, они должны учитываться ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ в составе выручки.

Таким образом, в указанной части судебные акты следует отменить, в удовлетворении требований заявителя отказать.

Основанием для доначисления налога с продаж за сентябрь 2000 г. в сумме 2933 руб., штрафа и пени послужили выводы налогового органа о несоответствии налоговой декларации данным главной книги.

Арбитражный суд, удовлетворяя требования налогоплательщика, исходил из недоказанности налоговым органом неуплаты налога.

Данный вывод арбитражного суда соответствует ст. ст. 101, 106, 108 НК РФ и материалам дела.

Поскольку акт проверки, как установлено судом первой и апелляционной инстанции, не содержит документально подтвержденных фактов неуплаты налога с продаж, а довод кассационной жалобы налогового органа сводится к переоценке установленных судом фактических обстоятельств, оснований для отмены судебных актов в этой части не имеется.

Налоговым органом доначисление платы за пользование недрами произведено, в частности, в связи с тем, что налогоплательщиком при определении себестоимости добычи минерального сырья не были учтены начисленные в предыдущем периоде на основании налоговых расчетов суммы налогов по плате за право добычи полезных ископаемых, отчислений на ВСМБ, земельного налога.

Удовлетворяя требования налогоплательщика, арбитражный суд исходил из того, что при определении платы за право добычи полезных ископаемых,
за недра и отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы объектом налогообложения является не себестоимость, а составляющие стоимости фактически произведенных расходов без какой-либо связи с определением себестоимости и без включения в нее суммы произведенных платежей за пользование недрами.

Выводы суда являются правильными.

В соответствии со ст. ст. 41, 44 Закона РФ “О недрах“, ст. 1 Закона РФ “О ставках отчислений на воспроизводство минерально-сырьевой базы“ регулярные платежи включаются в себестоимость добытого минерального сырья.

Однако, это не означает, что в последующем эти платежи должны увеличивать налоговую базу.

Оснований для отмены судебных актов в данной части не имеется.

Налоговым органом страховые взносы в Пенсионный фонд начислены на суммы, не принятые к возмещению Фондом социального страхования - суммы компенсации стоимости путевок в оздоровительный центр “Спутник“.

Признавая решение налогового органа недействительным в этой части, суд исходил из того, что указанные выплаты по своему содержанию не связаны с исполнением работниками своих трудовых обязанностей.

Данный вывод суда правильный.

Согласно ст. 100 Закона РФ “О государственных пенсиях в РФ“ (действовавшего в проверяемый период) в заработок для исчисления пенсии включались все виды выплат (дохода), полученных в связи с выполнением работы (служебных обязанностей).

Поскольку спорные выплаты не связаны с исполнением служебных обязанностей работников, начисление взносов в ПФР произведено налоговым органом неправомерно, оснований для отмены судебных актов не имеется.

Начисление единого социального налога на суммы вещевых призов, частичной стоимости путевок, стоимости лечения произведено налоговым органом на основании ст. 236 НК РФ, как на выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работникам по всем основаниям.

Арбитражный суд исходил из п. 4 ст. 236 НК РФ (действовавшего в спорный период), согласно которому выплаты не признаются объектом налогообложения, если
они производятся за счет средств, остающихся в распоряжении предприятия после уплаты налога на доходы организаций. Судом установлено и налоговым органом не опровергнуто, что выплаты производились указанным образом.

Доводы Инспекции со ссылкой на ст. 237 НК РФ о получении работниками в рассматриваемом случае материальной выгоды, учитываемой при определении налоговой базы по указанному налогу, отклоняются судом кассационной инстанции на основании ст. ст. 53, 54, п. 7 ст. 3 НК РФ.

Начисляя единый социальный налог за 2001 г. в сумме 44678 руб. на суммы ежемесячных компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте от 1,5 до 3 лет, налоговый орган исходил из того, что указанные выплаты производятся не на основании законодательства РФ (Федеральные законы, Постановления Верховного Совета РФ), а на основании Постановления Правительства РФ от 03.11.94 N 1206.

Суд, удовлетворяя требования, указал, что выплаты, производимые на основании Указа Президента РФ от 30.05.94 N 1110 “О размере компенсационных выплат отдельным категориям граждан“ по своей Ф.И.О. государственным пособиям, перечисленным в пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ.

Вывод суда соответствует действующему законодательству.

Согласно пп. 1 п. 1 ст. 238 НК РФ не подлежат налогообложению государственные пособия, выплачиваемые в соответствии с законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления, в том числе пособия по временной нетрудоспособности, пособия по уходу за больным ребенком, пособия по безработице, беременности и родам.

Пунктом 1 названного Указа Президента РФ установлены ежемесячные компенсационные выплаты в размере 50 руб. матерям (или другим родственникам, фактически осуществляющим уход за ребенком), состоящим в трудовых отношениях на условиях найма с предприятиями, учреждениями и организациями независимо
от организационно-правовых форм, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им 3-летнего возраста.

Довод налогового органа о том, что спорные выплаты установлены Постановлением Правительства РФ от 03.11.94 N 1206, не относящимся к актам законодательства, судом кассационной инстанции не принимается, поскольку данные выплаты установлены Указом Президента РФ от 30.05.94 N 1110, который относится к актам законодательства в силу п. 2 Указа Президента РФ от 07.10.93 N 1598 “О правовом регулировании в период поэтапной конституционной реформы в РФ“.

Таким образом, оснований для отмены судебных актов в этой части не имеется.

Начисление платы за землю в сумме 1467229 руб. по земельному участку, занятому комбинатом здоровья “Агидель“ произведено налоговым органом в связи с неправомерным применением льготы, предусмотренной п. 10 ст. 12 Закона РФ, поскольку комбинат является не самостоятельным учреждением туризма, структурным подразделением ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“.

Суд, отказывая в удовлетворении требований налогоплательщика, исходил из того, что комбинат здоровья “Агидель“ относится к оздоровительным учреждениям и учреждениям отдыха (код ОКОНХ 91610), льгота для которых предусмотрена п. 15, а не п. 10 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“.

Однако, судом не учтено, что согласно п. 10 ст. 12 Закона РФ “О плате за землю“ от платы за землю освобождаются учреждения культуры, физической культуры и спорта, туризма, спортивно-оздоровительной направленности и спортивные сооружения (за исключением деятельности не по профилю спортивных сооружений, физкультурно-спортивных учреждений) независимо от источника финансирования.

Из материалов дела видно и не оспаривается налоговым органом, что комбинат здоровья “Агидель“, являясь структурным подразделением ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“, используется для организации отдыха работников общества и членов их семей, в связи с чем применение истцом указанной льготы
является правомерным.

Утверждение суда о том, что согласно коду ОКОНХ комбинат здоровья “Агидель“ является оздоровительным учреждением и учреждением отдыха, не свидетельствует, что ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ неправомерно воспользовалось льготой, предусмотренной для учреждений туризма при осуществлении соответствующего вида деятельности. При этом предоставление льготы определяется видом осуществляемой деятельности, а не организационно-правовой формой субъекта.

В связи с изложенным, судебные акты в данной части подлежат отмене, а заявленные требования - удовлетворению.

В остальной части решение и постановление арбитражного суда не обжалуются, отмене не подлежат.

Руководствуясь ст. ст. 286, 287, 288, 289 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 10.01.03 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.03 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А07-14980/02 изменить, изложив резолютивную часть в следующей редакции:

Исковые требования ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ удовлетворить частично.

Признать недействительным решение Управления МНС РФ по Республике Башкортостан N 276 от 11.09.02 в части начисления штрафных санкций по п. 1: пп. 1.4 по плате за землю - 293446 руб.; пп. 1.5 по плате за право добычи полезных ископаемых - 9204 руб.; пп. 1.6 по плате за пользование недрами - 12723 руб.; пп. 1.7 по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 14751 руб.; пп. 1.8 по взносам в ПФР - 1008 руб.; пп. 1.9 по ЕСН, зачисляемому в ПФР, - 4185 руб.; пп. 1.10 по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 30 руб.; пп. 1.11 по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 508 руб.; пп. 1.12 по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 598 руб.; по п. 2.1 “б“ доначисленных сумм: по налогу с продаж - 2933 руб.; по взносам в ПФР - 50109 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ПФР -
746679 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФСС РФ - 101856 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ФФОМС - 5166 руб.; по ЕСН, зачисляемому в ТФОМС - 86725 руб.; по плате за право добычи полезных ископаемых - 46018 руб.; по плате за право пользования недрами - 63614 руб.; по отчислениям на воспроизводство минерально-сырьевой базы - 73753 руб.; по плате за землю - 1467229 руб.; по п. 2.1 “в“ по начислению пени в сумме соответственно сумме налогов.

В остальной части иска отказать.

Взыскать с ОАО “Салаватнефтеоргсинтез“ (ИНН 0266008329, местонахождение: 453200, Республика Башкортостан, г. Салават) в доход федерального бюджета госпошлину по кассационной жалобе - 417 руб.