Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 13.06.2002 N Ф09-1175/02-АК по делу N А-10745 Введение налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 13 июня 2002 года Дело N Ф09-1175/02-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Зинатуллиной З.Р. на решение от 23.01.2002 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2002 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-10745.

В судебном заседании принял участие представитель истца - Трубеева Е.Б., дов. от 12.09.2001.

Представитель ответчика в судебное заседание не явился. Ответчик о времени и месте рассмотрения кассационной
жалобы извещен надлежащим образом.

Представителю истца права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств от сторон не поступило.

Башкортостанская таможня обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском о взыскании с предпринимателя Зинатуллиной З.Р. таможенных платежей в сумме 142446,20 руб.

Решением от 23.01.2002 Арбитражного суда Республики Башкортостан иск удовлетворен.

Суд взыскал с предпринимателя Зинатуллиной З.Р. в доход бюджета таможенные платежи в сумме 142446,20 руб.

Постановлением апелляционной инстанции того же суда от 26.03.2002 решение оставлено без изменения.

Ответчик - предприниматель Зинатуллина З.Р., с решением и постановлением не согласен, просит их отменить, в иске отказать, ссылаясь на неправильное применение судом ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ, ст. 1, 4, п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 29.11.2000, Закона РФ “О налоге на добавленную стоимость“. Ответчик полагает, что в силу указанных правовых актов ввозимые им из Азербайджанской Республики товары не облагаются налогом на добавленную стоимость до 01.07.2001.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. 162, 171, 174 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, Башкортостанской таможней проведена проверка полноты уплаты таможенных платежей предпринимателем Зинатуллиной З.Р. по грузовым таможенным декларациям NN 90405/100401/0000086, 90405/170401/0000093, 90405/240401/0000101, 90405/010501/0000108, 90405/150501/0000121, 90405/220501/0000128. По результатам проверки таможенным органом были приняты решение от 18.06.2001 N 7 и требование от 18.06.2001 N 35 об уплате налога на добавленную стоимость в сумме 142446,20 руб., которое до настоящего времени предпринимателем не исполнено.

Основанием для взыскания данных сумм налога послужило вступление в силу Соглашения между Правительством Российской Федерации и Азербайджанской Республикой о принципах взимания косвенных
налогов во взаимной торговле от 29.11.2000, в соответствии с которым с 01.04.2001 подлежит взысканию налог на добавленную стоимость и акцизы в отношении товаров, ввозимых на территорию Российской Федерации с таможенной территории Азербайджанской Республики.

Согласно ст. 6 ТК РФ и ст. 7 НК РФ, если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, применяются правила и нормы международных договоров.

Из содержания ст. 1, 4 и п. 2 ст. 6 Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о принципах взимания косвенных налогов во взаимной торговле от 29.11.2000 следует, что товары, ввозимые на таможенную территорию государства одной стороны, облагаются косвенными налогами (в том числе НДС) в соответствии с национальным законодательством страны назначения и взыскиваются ее таможенными или налоговыми органами.

При этом Федеральным законом от 22.05.2001 N 55-ФЗ “О ратификации договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве“ предусмотрено, что Российская Федерация во взаимной торговле с государствами - участниками Договора о таможенном союзе и едином экономическом пространстве, кроме Республики Белоруссия, и другими государствами - участниками Содружества Независимых Государств переходит с 01.07.2001, если иной срок не предусмотрен международными договорами РФ о порядке взимания косвенных налогов, заключенными на двусторонней основе, на взимание косвенных налогов по принципу страны назначения, за исключением взимания налогов при реализации нефти, включая стабильный газовый конденсат, и природного газа.

В соответствии со ст. 9 вышеуказанного Соглашения, ст. 16, 17 Федерального закона от 15.07.1995 N 101-ФЗ “О международных договорах РФ“ и в силу Федерального закона от 24.03.2001 N 31-ФЗ “О
ратификации Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики“ данный международный договор вступил в силу на территории РФ с 01.04.2001.

В соответствии со ст. 5 ТК РФ в таможенном деле применяются акты законодательства, действующие на день принятия таможенной декларации таможенным органом.

Поскольку из материалов дела видно, что вышеуказанные грузовые таможенные декларации предпринимателем Зинатуллиной З.Р. представлены после 01.04.2001, т.е. после вступления в силу упомянутого Соглашения, выводы судов обеих инстанций в части, касающейся приоритета норм международного права при применении положений ст. 13 Федерального закона от 05.08.2000 N 118-ФЗ “О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах“, являются правильными.

Вместе с тем суд не учел, что в соответствии с абз. 2 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 14.06.1995 N 88-ФЗ “О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации“ в случае, если изменения налогового законодательства создают менее благоприятные условия для субъектов малого предпринимательства по сравнению с ранее действовавшими условиями, то в течение первых четырех лет своей деятельности указанные субъекты подлежат налогообложению в том же порядке, который действовал на момент их государственной регистрации.

Исходя из правовой позиции Конституционного Суда РФ, изложенной в определении от 07.02.2002 N 37-О, введение ст. 143 НК РФ налога на добавленную стоимость для индивидуальных предпринимателей с 01.01.2001 не означает, что одновременно на них перестает распространяться действовавший на момент их государственной регистрации порядок налогообложения, которым предпринимателям предоставлялись льготные условия на первые четыре года деятельности.

Поскольку истец является индивидуальным предпринимателем, на него может быть распространено вышеуказанное положение закона в случае, если он был
зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица до возложения на него Налоговым кодексом РФ обязанностей налогоплательщика по уплате налога на добавленную стоимость, и если изменившееся налоговое законодательство создает для него менее благоприятные условия по сравнению с ранее установленными.

Учитывая, что данные обстоятельства имеют существенное значение для правильного разрешения спора, дело подлежит направлению на новое рассмотрение.

При новом рассмотрении суду следует исследовать вопрос наличия у истца статуса индивидуального предпринимателя до введения в действие ст. 143 НК РФ и явилось ли включение его в число плательщиков налога на добавленную стоимость фактическим ухудшением условий осуществления им предпринимательской деятельности.

Руководствуясь ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 23.01.2002 и постановление апелляционной инстанции от 26.03.2002 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-10745 отменить.

Дело направить на новое рассмотрение в первую инстанцию Арбитражного суда Республики Башкортостан.