Решения и определения судов

Решение Арбитражного суда Московской области от 24.02.2005 по делу N А41-К2-16629/04 К компетенции органов местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством относятся вопросы организации торговли на территории муниципального образования.

АРБИТРАЖНЫЙ СУД МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: данное решение имеет дату 24 февраля 2005 г., а не 24 февраля 2004 г.

от 24 февраля 2004 г. Дело N А41-К2-16629/04“

(извлечение)

Арбитражный суд Московской области в составе судьи К., протокол вела судья К., рассмотрев в судебном заседании дело по иску предпринимателей З., С., И. к администрации Щелковского района Московской области, 3-е лицо - ООО “Аризо“, о признании частично недействительным постановления главы администрации Щелковского района, при участии в судебном заседании от истцов и 3-го лица - представитель М., дов. 13.08.2004, реестр N 19820, дов. 07.02.2005 б/н, 5.02.2005; от ответчика - В., гл.
специалист, дов. N 6 от 11.01.2005, 7.02.02,

УСТАНОВИЛ:

предприниматели З., С., И. (л.д. 7 - 9) обратились в арбитражный суд с иском к Администрации Щелковского района Московской области о признании недействительным п. 2 постановления Главы Администрации от 22.03.2004 N 782 “О прекращении рыночной торговли на улице Талсинская г. Щелково“ (л.д. 13).

Согласно оспариваемому пункту постановления Глава запретил вещевую торговлю в торговых рядах у платформы “Воронок“ города Щелково (ООО “Аризо“).

ООО “Аризо“ (привлечено к участию в деле в качестве 3 лица, не заявляющего самостоятельные требования на предмет спора) также оспаривало пункт 2 постановления, о чем имеется судебный акт, в соответствии с которым Обществу было отказано в удовлетворении заявленных требований 10.08.2004 (л.д. 24, 25).

10.12.2004 Федеральный арбитражный суд Московского округа (далее - ФАС МО) своим постановлением оставил без изменения вышеназванное судебное решение (л.д. 103, 104), указав, что рынок в нарушение действующего законодательства не имеет паспорта и не отвечает правилам работы рынков в Московской области. Оспариваемое постановление не возлагает на Общество обязанности и не нарушает его права, так как не создает препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

В компетенцию администрации муниципального образования входит организация торговли, общественного питания и бытового обслуживания.

Следовательно, Глава администрации муниципального образования Щелковский район вправе был принимать постановление, устанавливающее запрет на торговлю у железнодорожной станции Воронок города Щелково (л.д. 103 - оборот).

Постановление администрации, запрещающее торговлю в непосредственной близости от железнодорожной станции, является правомерным (л.д. 104).

Представитель истцов не согласился с постановлением ФАС МО, указав, что пункт 2 постановления является незаконным, поскольку нарушает право на осуществление предпринимательской деятельности, препятствует дальнейшему осуществлению предпринимательской деятельности, которая является единственным источников доходов истцов; Глава
своим постановлением причинил вред истцам, запретив торговать вещами в торговых рядах у платформы “Воронок“.

Администрация Щелковского района заключила договор аренды земельных участков с ООО “Аризо“ (л.д. 65, 66), а Общество предоставило истцам в аренду торговые места, заключив с ними соответствующие договоры (л.д. 10 - 12), расположенные на арендованных земельных участках.

Однако незаконное постановление фактически лишает истцов возможности использовать торговые места для осуществления предпринимательской деятельности.

Ответчик с иском не согласился по основаниям, изложенным в отзыве (л.д. 22, 23), указав, в том числе, что решение вопросов организации торговли в г. Щелково входит в компетенцию Администрации. Торговля на территории муниципального образования Щелковский район осуществляется в местах, отведенных органами исполнительной власти, что соответствует п. 4 Указа Президента РФ от 29.01.1992 N 65 “О свободе торговли“.

Представитель ответчика не отрицает, что земельный участок у платформы “Воронок“ выделен ООО “Аризо“ для организации торговых рядов, однако Общество организовало торговые ряды с нарушением установленного порядка ввода их в эксплуатацию и использует указанный объект без оформления в установленном порядке документов о вводе в эксплуатацию, что является административным правонарушением.

Кроме того, как пояснил ответчик, ООО “Аризо“ является только арендатором земельного участка и организатором торговых рядов и не является организацией, управляющей рынком, ибо только такая организация в соответствии с Правилами работы рынков в Московской области, утвержденными постановлением Правительства Московской области от 06.10.2000 N 117/25 имеет право предоставлять торговые места и сдавать в аренду торговые объекты, расположенные на территории рынка.

Орган местного самоуправления решений о создании рынка и об организации торговли у платформы “Воронок“ не принимал.

По мнению ответчика, ООО “Аризо“, заключая договоры аренды торговых мест в торговых рядах,
не оформленных в установленном порядке, сознательно ввело в заблуждение предпринимателей относительно их прав на осуществление вещевой торговли в торговых рядах, а само постановление не содержит запрета на осуществление ими предпринимательской деятельности.

Выслушав объяснения сторон и изучив материалы дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявленного требования.

В материалы дела представлены судебные акты (решение Арбитражного суда Московской области и постановление ФАС МО), которыми дана оценка постановлению Главы Администрации Щелковского района, в том числе, пункту 2 постановления: постановление признано правомерным.

Вышеуказанными судебными актами установлены обстоятельства, на которые ссылаются истцы.

Суду не представлено доказательств нарушения прав истцов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Суд не усматривает нарушений действующего законодательства Главой Администрации Щелковского района при принятии оспариваемого постановления, требования ФЗ от 28.08.1995 “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“, Закона Московской области от 13.06.1996 N 27-96-ОЗ, Указа Президента РФ от 29.01.1992 N 65 “О свободе торговли“, Постановления Правительства Московской области от 06.10.2000 N 117/25 “Об упорядочении торговли на рынках Московской области“ - ответчиком соблюдены.

Вопросы, связанные с арендой торговых мест, относятся к сфере иных правоотношений и не являются предметом рассмотрения настоящего спора, в том числе, нарушение прав арендатора (арендаторов). Кроме того, арендные отношения между истцами (предпринимателями) и Администрацией Щелковского района в лице ее Главы отсутствуют.

Препятствий для осуществления предпринимательской деятельности не усматривается.

Руководствуясь ст. ст. 167, 176 Арбитражного процессуального кодекса РФ, суд

РЕШИЛ:

заявление З., С., И. оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в Десятый арбитражный апелляционный суд в месячный срок.

Решение в полном объеме изготовлено 10 марта 2005 года.