Решения и определения судов

Постановление ФАС Уральского округа от 09.01.2002 N Ф09-1509/01-АК по делу N А34-2/01 Порядок и условия применения способов исполнения обязанности по уплате налогов и сборов устанавливаются Налоговым кодексом РФ и относятся к компетенции налоговых органов как органов исполнительной власти.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 9 января 2002 года Дело N Ф09-1509/01-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу ОАО “Курганхиммаш“ на решение от 03.09.01 и постановление от 05.11.01 Арбитражного суда Курганской области по делу N А34-2/01.

В заседании суда принял участие представитель третьего лица Бахарев А.А., доверен, от 04.01.02 N 868/Д-3.

Представители прокуратуры и Курганской областной Думы в суд не прибыли, о месте и времени рассмотрения
кассационной жалобы извещены надлежаще.

Права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Прокурор Курганской области обратился в Арбитражный суд Курганской области с иском о признании недействительным постановления Курганской областной Думы N 3053 от 26.10.2000.

Решением от 03.09.01 иск удовлетворен.

Постановлением апелляционной инстанции от 05.11.01 решение от 03.09.01 оставлено без изменения.

Удовлетворяя иск, суды обеих инстанций исходили из неправомерности действий Курганской областной Думы.

ОАО “Курганхиммаш“ с принятыми судебными актами не согласно, просит их отменить и производство по делу прекратить по тем мотивам, что оспариваемое постановление принято в пределах полномочий областной Думы, не нарушает прав и интересов других лиц, а иск заявлен за рамками компетенции прокурора.

Проверив в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ законность решения и постановления, суд кассационной инстанции не находит оснований для удовлетворения жалобы.

Материалами дела установлено, что 26.10.2000 Курганской областной Думой принято постановление за N 3053 “О возврате ОАО “Курганхиммаш“ пени в областной бюджет и государственный целевой территориальный дорожный фонд“, в соответствии с которым, ОАО “Курганхиммаш“ подлежит возврату пени, начисленные Инспекцией МНС РФ по г. Кургану за несвоевременную уплату в областной бюджет по налогу на прибыль 13056 руб., налогу с продаж 452 руб. и в Государственный целевой территориальный дорожный фонд 240725 руб.

Администрации области и КГОУ “Курганавтодор“ предложено заключить с ОАО “Курганхиммаш“ соглашения о своевременном внесении текущих платежей.

В соответствии со ст. 72 НК РФ пеня является способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов. Порядок и условия применения способов исполнения обязанности по уплате налогов и сборов устанавливаются НК РФ и относятся к компетенции налоговых органов как органов исполнительной власти.

Согласно ст.
59 Бюджетного кодекса РФ законодательные (представительные) органы субъектов РФ вводят региональные налоги и сборы, устанавливают размеры ставок по ним и предоставляют налоговые льготы в пределах прав, предоставленных налоговым законодательством.

Курганская областная Дума вправе предоставить налоговые льготы определенной категории лиц налогоплательщиков путем внесения изменений или дополнений в законодательство.

При этом п. 3 ст. 59 БК РФ предусматривает внесение изменений и дополнений в законодательство субъектов РФ о региональных налогах и сборах, предполагающих их вступление в силу в течение текущего финансового года, только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в законы субъектов РФ о бюджете на текущий финансовый год.

В нарушение бюджетного и налогового законодательства оспариваемым постановлением ОАО “Курганхиммаш“ освобождено от уплаты пеней.

Кроме того, данное постановление противоречит и Федеральному закону N 184-ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации, Уставу и Закону Курганской области “О Курганской областной Думе“, которыми также не предусмотрены полномочия Думы по освобождению конкретных налогоплательщиков от уплаты пени по налогам и сборам и суд правомерно признал его недействительным.

Доводы заявителя о том, что прокурор не является надлежащим истцом отклоняются, т.к. освобождение от уплаты пени, начисленных за несвоевременную уплату налогов и сборов влечет нарушение государственных и общественных интересов и иск заявлен прокурором в соответствии с положениями ст. 41 АПК РФ.

Исходя из изложенного непривлечение к делу Финансового управления по Курганской области в качестве истца является правомерным.

При таких обстоятельствах оснований для принятия доводов заявителя и отмены судебных актов не имеется.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 03.09.01 и постановление от 05.11.01 Арбитражного суда Курганской области по
делу N А34-2/01 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.