Постановление ФАС Уральского округа от 05.09.2001 N Ф09-1797/2001-АК по делу N А-386 В ходе проверки соблюдения законодательства о контрольно-кассовых машинах налоговой инспекцией установлен факт неприменения кассового аппарата при реализации товара в торговой точке, принадлежащей предпринимателю.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГАПОСТАНОВЛЕНИЕ
кассационной инстанции по проверке законности и
обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,
вступивших в законную силу
от 5 сентября 2001 года Дело N Ф09-1797/2001-АК
Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу предпринимателя Ф.И.О. на решение от 29.01.01 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.01 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-386 по иску Инспекции МНС РФ по Иглинскому району Республики Башкортостан к предпринимателю Ф.И.О. о взыскании 4174 руб. 50 коп.
В судебном заседании принял участие ответчик - Фаттахов К.К., предприниматель.
Представители ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились.
Разъяснены права и обязанности.
Отводов составу суда не заявлено.
Ходатайств не поступило.
Инспекция МНС РФ по Иглинскому району Республики Башкортостан обратилась в Арбитражный суд Республики Башкортостан с иском к предпринимателю Фаттахову К.К. о взыскании штрафа в сумме 4174 руб. 50 коп. за нарушение Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“.
Решением от 29.01.01 иск удовлетворен.
Постановлением апелляционной инстанции от 15.03.01 решение суда оставлено без изменения.
Предприниматель Фаттахов К.К. с судебными актами не согласен, просит их отменить, в удовлетворении иска отказать.
В кассационной жалобе заявитель ссылается на неправильное применение судом Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“, указывая, что товар был продан неуполномоченным им лицом.
Проверив законность судебных актов в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ, суд кассационной инстанции пришел к следующим выводам.
Из материалов дела следует, что 26.10.2000 в ходе проверки соблюдения законодательства о контрольно-кассовых машинах налоговой инспекцией установлен факт неприменения кассового аппарата при реализации товара в торговой точке, принадлежащей предпринимателю Фаттахову К.К.
По результатам проверки составлен акт N 02240 и принято решение от 30.10.2000 N 134 о наложении на предпринимателя штрафа на основании ст. 7 Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ в размере 50 минимальных размеров оплаты труда.
Удовлетворяя исковые требования, суд исходил из доказанности налоговым органом совершения предпринимателем данного правонарушения.
Данный вывод является правильным, основан на материалах дела и действующем законодательстве.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением“ субъекты предпринимательской деятельности при осуществлении торговых операций с населением обязаны применять контрольно-кассовые машины.
В случае несоблюдения требований данного Закона применяется ответственность по основаниям, указанным в ст. 7 Закона, в пределах сумм штрафа, предусмотренного санкцией ст. 146.5 КоАП РСФСР.
Ссылке ответчика на то, что продажа товара осуществлена неуполномоченным лицом, арбитражным судом дана надлежащая оценка, поскольку все торговые операции, ведущиеся в торговой точке данного предпринимателя, следует рассматривать как осуществленные от его имени, при этом наступление последствий нарушения Закона РФ “О применении контрольно-кассовых машин...“ не зависит от наличия у лица, действующего от имени предпринимателя, документа, свидетельствующего о соответствующих полномочиях.
Между тем, при определении штрафа суд не учел положения ст. 33 КоАП РСФСР.
В силу постановления Конституционного Суда РФ от 12.05.98 N 14-П нарушения законодательства о контрольно-кассовых машинах относятся к административным правонарушениям, к которым подлежит применению законодательство, относящееся к рассмотрению дел, возникающих из административных отношений (в том числе правила КоАП РФ о порядке наложения взыскания).
Согласно ст. 33 КоАП РСФСР при наложении взыскания необходимо учитывать характер совершенного правонарушения, личность правонарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Учитывая незначительность совершенного правонарушения, положения Европейской конвенции о защите прав человека от 20.03.52 о разумном балансе публичного и частичного интереса (размер штрафа во много раз превышает сумму выручки), а также конституционные принципы справедливости, заложенные в праве, суд кассационной инстанции считает возможным снизить размер штрафа до 1000 руб., отменив решение и постановление арбитражного суда в части, превышающей данную сумму.
Таким образом, решение и постановление Арбитражного суда Республики Башкортостан по данному делу следует изменить.
С учетом изложенного, руководствуясь ст. ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение от 29.01.01 и постановление апелляционной инстанции от 15.03.01 Арбитражного суда Республики Башкортостан по делу N А-386 отменить в части взыскания с предпринимателя Фаттахова К.К. штрафа в размере 3174 руб. 50 коп.
В остальной части решение и постановление оставить без изменения.
Поворот исполнения решения суда осуществить Арбитражному суду Республики Башкортостан при представлении доказательств исполнения.