Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 04.11.1998 N Ф09-678/98-АК по делу N А71-44/98-А24 Институт имеет особый режим налогообложения, предусматривающий освобождение образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм от уплаты всех видов налогов.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 4 ноября 1998 года Дело N Ф09-678/98-АК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях, рассмотрел в судебном заседании кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Завьяловскому району Удмуртской Республики на постановление апелляционной инстанции от 07.09.98 Арбитражного суда Удмуртской Республики по делу N А71-44/98-А24 по иску Удмуртского института переподготовки кадров и агробизнеса к Государственной налоговой инспекции по Завьяловскому району Удмуртской Республики о признании частично недействительным акта проверки и решения ГНИ.

В судебном заседании стороны не присутствовали.

О времени и месте судебного заседания истец и ответчик извещены надлежащим образом.

Удмуртский институт переподготовки кадров и агробизнеса обратился в Арбитражный суд Удмуртской Республики с иском к Государственной налоговой инспекции по Завьяловскому району о признании частично недействительным акта проверки от 28.01.98 N 8 и решения ГНИ по Завьяловскому району от 28.01.98.

Решением Арбитражного суда Удмуртской Республики от 26.06.98 п. 1.3 решения Государственной налоговой инспекции по Завьяловскому району N 11 признан недействительным.



В части требования о признании недействительным акта документальной проверки N 8 от 28.01.98 производство по делу прекращено. В остальной части требований отказано.

Постановлением апелляционной инстанции от 07.09.98 решение арбитражного суда отменено.

Решение ГНИ N 11 от 28.01.98 признано недействительным в полном объеме. Пункт 1 решения арбитражного суда, касающегося прекращения производства по делу в части требований о признании недействительным акта проверки, оставлен без изменения.

При принятии постановления суд исходил из того, что истец пользуется налоговыми льготами, как образовательное учреждение.

Государственная налоговая инспекция по Завьяловскому району с постановлением не согласна, просит его отменить, полагая, что институт, сдавая имущество в аренду, оказывал дополнительные платные образовательные услуги, имел доход, который подлежал налогообложению. Кроме того, налоговый орган считает, что поскольку регулирование налоговых правоотношении является прерогативой налогового законодательства, применение Закона РФ “Об образовании“ к налоговым отношениям является необоснованным.

При проверке законности постановления апелляционной инстанции в порядке ст. ст. 162, 171 АПК РФ кассационной инстанцией оснований к его отмене не установлено.

Решением ГНИ N 11 от 28.01.98 с изменениями от 17.02.98 к Удмуртскому институту переподготовки кадров и агробизнеса применена финансовая ответственность за занижение налога на добавленную стоимость, спецналога, налога с владельцев транспортных средств, налога на пользователей автомобильных дорог и отчисления от платы за загрязнение окружающей природной среды. Основанием для применения финансовой ответственности явились выводы акта документальной проверки Удмуртского института переподготовки кадров и агробизнеса. В результате проверки налоговой инспекцией установлено, что за период с 01.01.95 по 30.10.97 институт занимался переподготовкой кадров и реализацией товаров, что расценено налоговым органом как осуществление предпринимательской деятельности.

Налоговой инспекцией установлено неисчисление НДС и спецналога с выручки, полученной при сдаче в аренду основных фондов.

В соответствии со ст. 47 Закона РФ “Об образовании“ предпринимательская деятельность, предусмотренная Уставом образовательного учреждения, относится к предпринимательской лишь в той части, в которой получаемый от этой деятельности доход не инвестируется непосредственно в данное образовательное учреждение или на непосредственные нужды обеспечения развития и совершенствования образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

Из материалов дела следует, что институт имеет лицензию на право торговли и лицензию на осуществление образовательного процесса. За проверяемый период полученные средства реинвестированы институтом в образовательный процесс.



Поэтому вывод апелляционной инстанции о том, что институт имеет особый режим налогообложения, соответствует материалам дела и ст. 40 упомянутого Закона, предусматривающей освобождение образовательных учреждений независимо от их организационно - правовых форм от уплаты всех видов налогов.

Довод налоговой инспекции относительно необоснованного применения судом специального закона является ошибочным.

В силу ст. 10 Закона РФ “Об основах налоговой системы в РФ“ льготы по налогам могут устанавливаться в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами.

Поэтому применение льготного налогообложения к образовательному учреждений в соответствии с Законом РФ “Об образовании“ соответствует налоговому законодательству.

При изложенных обстоятельствах постановление апелляционной инстанции является законным и отмене не подлежит.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление апелляционной инстанции от 07.09.98 по делу N А71-44/98-А24 оставить без изменения.

Кассационную жалобу Государственной налоговой инспекции по Завьяловскому району оставить без удовлетворения.