Решения и постановления судов

Постановление ФАС Уральского округа от 20.08.1998 N Ф09-687/98-ГК по делу N А76-3286/97-41/У-38 Комитеты по управлению государственным имуществом наделены полномочиями по внесению изменений в планы приватизации и передаче пакетов акций инвестиционным фондам.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД УРАЛЬСКОГО ОКРУГА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

кассационной инстанции по проверке законности и

обоснованности решений (постановлений) арбитражных судов,

вступивших в законную силу

от 20 августа 1998 года Дело N Ф09-687/98-ГК

Федеральный арбитражный суд Уральского округа по проверке в кассационной инстанции законности решений и постановлений арбитражных судов субъектов Российской Федерации, принятых ими в первой и апелляционной инстанциях рассмотрел в судебном заседании кассационные жалобы прокурора Челябинской области и АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“ на постановление от 20.03.1998 апелляционной инстанции Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-3286/97-41/У-38 по иску прокурора Челябинской области к Комитету по управлению госимуществом Челябинской области, Фонду имущества Челябинской области, АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“, третьи лица: ОАО “Макфа“, АО “Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича“ о признании недействительными решений и применении последствий недействительности ничтожной сделки.

В заседании приняли участие представители: прокуратуры: Грин А.Д. - удостоверение N 84 18709; АО “Макфа“: Мануйлов С.Н. - дов. N 22 от 30.03.1998; Даренских Е.Г. - дов. N 25 от 30.03.1998; АООТ “Челябинская инвестиционная компания“: Горофей Е.Н. - и.о. ген. дир., протокол N 5/97 от 01.10.1997; Курилова Э.Л. - ордер N 148 от 19.08.1998.

КУГИ и Фонд имущества Челябинской области о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом, их представители в судебное заседание не явились.

Представителям лиц, участвующих в деле, права и обязанности разъяснены. Отводов составу суда не заявлено. Ходатайств не поступило.

Прокурор Челябинской области в защиту государственных и общественных интересов обратился в Арбитражный суд Челябинской области с иском к Комитету по управлению госимуществом Челябинской области, АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“, с участием третьих лиц ОАО “Макфа“ г. Челябинска, АО “Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича“ г. Челябинска о признании недействительными решений Комитета по управлению госимуществом Челябинской области от 22.06.1993 N 256, от 18.05.1994 N 88, сделки от 30.12.1993 по передаче пакета из 29576 акций АО “Челябинская макаронная фабрика“, заключенной между Фондом имущества Челябинской области и АОЗТ “Челябинская областная инвестиционная компания“ и применении последствий недействительности ничтожной сделки.



Решением от 20.01.1998 исковые требования удовлетворены, решения КУГИ от 22.06.1993 N 253 и N 88 от 18.05.1994, сделка от 30.12.1993 по передаче пакета из 29576 акций АО “Челябинская макаронная фабрика“ между Фондом имущества Челябинской области и АОЗТ “Челябинская областная инвестиционная компания“ признаны недействительными.

В качестве последствий недействительности сделки суд обязал ОАО “Челябинская макаронная фабрика“ передать пакет из 29576 акций КУГИ, взыскал с АО “Челябинская областная инвестиционная компания“ в пользу ЗАО “Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича“ 1352000 руб., взыскал с ЗАО “Комбинат хлебопродуктов им. Григоровича“ в пользу ОАО “Челябинская макаронная фабрика“ 342779 руб. 84 коп.

Постановлением от 20.03.1998 апелляционная инстанция того же суда решение суда отменено, в иске отказано в части применения последствий недействительности сделки. Взыскано с АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“ в пользу КУГИ 1352000 руб. В остальной части решение оставлено без изменения.

Прокурор Челябинской области с постановлением апелляционной инстанции не согласен, просит его отменить в части применения последствий недействительности сделки, оставить в силе решение суда первой инстанции в полном объеме. Прокурор полагает, что постановление вынесено судом с нарушением норм материального права (ст. ст. 166, 167, 168 ГК РФ).

АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“ с решением и постановлением не согласна, просит их отменить. Оспаривая судебные акты, заявитель ссылается на нарушение судом ст. ст. 7, 36 АПК РФ, неприменение Указа Президента РФ от 16.11.1992 N 1392.

Законность судебных актов проверена в порядке ст. ст. 162, 171, 174 АПК РФ.

Из материалов дела следует, что решениями Комитета по управлению государственным имуществом Челябинской области от 22.06.1993 N 256 “О внесении изменений в планы приватизации“ и от 18.05.1994 N 88 “О внесении изменений и дополнений в план приватизации АО “Челябинская макаронная фабрика“ в п. 6 раздела 2 плана приватизации акционерного общества внесены изменения, которыми предусмотрена передача 10% (9,98%) акций в Челябинскую областную инвестиционную компанию.

Данные акции являлись частью пакета акций, подлежащих свободной продаже после размещения 51% акций по закрытой подписке среди членов трудового коллектива.

Во исполнение плана приватизации Фонд имущества Челябинской области передал АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“ указанный пакет из 29576 акций (сертификат N 9 от 30.12.1993).

Согласно ст. 8 Закона РФ “О приватизации государственных и муниципальных предприятий в РСФСР“ инвестиционный фонд вправе владеть не более чем 10 процентами голосующих акций одного акционерного общества.



В соответствии со ст. ст. 4, 5 данного Закона, Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ на 1992 год, Указом Президента РФ от 16.11.1992 N 1392 “О мерах по реализации промышленной политики при приватизации государственных предприятий“ комитеты по управлению государственным имуществом наделены полномочиями по внесению изменений в планы приватизации и передаче пакетов акций инвестиционным фондам. Определено такое полномочие и решением Челябинского областного Совета народных депутатов от 17.12.1992 N 331-м “О мерах по обеспечению интересов социально незащищенных групп населения в процессе приватизации“.

Поэтому решения Комитета по управлению имуществом о передаче инвестиционной компании принадлежащих государству 10% акций АООТ “Челябинская макаронная фабрика“ приняты в пределах полномочий и не противоречат законодательству. Кроме того, в обмен на переданный пакет акций государство в лице Комитета по управлению имуществом получило акции АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“. При этом более 50% акций этого акционерного общества находились в государственной собственности.

При таких обстоятельствах у арбитражного суда не имелось оснований для удовлетворения исковых требований.

В связи с изложенным решение Арбитражного суда Челябинской области следует отменить, в удовлетворении исковых требований прокурора Челябинской области - отказать.

Руководствуясь ст. ст. 174, 175, 176, 177 АПК РФ, суд

ПОСТАНОВИЛ:

Решение от 20.01.1998 и постановление апелляционной инстанции от 20.03.1998 Арбитражного суда Челябинской области по делу N А76-3286/97-41/У-38 отменить.

В удовлетворении иска отказать.

Возвратить АООТ “Челябинская областная инвестиционная компания“ из федерального бюджета расходы по госпошлине по кассационной жалобе, уплаченные по квитанции от 01.07.1998 в сумме 417 руб. 45 коп.

Поворот исполнения решения и постановления произвести Арбитражному суду Челябинской области при представлении доказательств его исполнения.