Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 16.02.2001 N 89-Г01-2 Заявление о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Тюменской области “О ценовом соглашении“ от 29.01.99 N 433 (в редакции Законов Тюменской области от 03.06.99 N 118 и от 06.10.2000 N 216) удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемый Закон принят с превышением полномочий, предоставленных субъекту РФ, и противоречит федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 16 февраля 2001 года

Дело N 89-Г01-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Нечаева
В.И.,

Кебы Ю.Г.

рассмотрела в судебном заседании от 16 февраля 2001 г. гражданское дело по заявлению прокурора Тюменской области о признании противоречащим федеральному законодательству Закона Тюменской области “О ценовом соглашении“ по кассационной жалобе Тюменской областной Думы на решение Тюменского областного суда от 20 ноября 2000 г., которым заявление прокурора области удовлетворено.

Заслушав доклад судьи Кебы Ю.Г., выслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Гончаровой Н.Ю., полагавшей решение оставлению без изменения, Судебная коллегия

установила:

прокурор Тюменской области обратился в суд с заявлением о признании недействующим и не подлежащим применению Закона Тюменской области от 29.01.99 N 433 (в редакции Законов Тюменской области от 03.06.99 N 118 и от 06.10.2000 N 216), сославшись на то, что его положения противоречат антимонопольному законодательству Российской Федерации и принят с превышением полномочий, предоставленных субъекту РФ.

Представители Тюменской областной Думы и администрации Тюменской области возражали против заявления прокурора и пояснили, что Закон области принят в пределах полномочий, предоставленных субъекту РФ, и не противоречит федеральному законодательству.

Тюменским областным судом постановлено указанное выше решение, об отмене которого в кассационной жалобе просит Тюменская областная Дума, указывая на несоответствие выводов суда материалам дела.

Проверив материалы дела, обсудив доводы протеста, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ не находит оснований к ее удовлетворению.

Принимая
решение, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства и обоснованно пришел к выводу, что оспариваемый Закон области “О ценовом соглашении“ противоречит федеральному законодательству и принят с превышением полномочий, предоставленных Конституцией РФ субъекту РФ.

Этот вывод в решении мотивирован, соответствует собранным по делу доказательствам и требованиям Закона, и оснований для признания его неправильным не установлено.

Ссылка в кассационной жалобе на то, что оспариваемый Закон области “О ценовом соглашении“ не противоречит федеральному законодательству, в частности, ГК РФ и Закону РСФСР “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках“, которыми руководствовался суд, принимая решение, несостоятельна.

Из анализа норм оспариваемого Закона области усматривается, что он принят с целью регулирования отношений между предприятиями и организациями независимо от организационно-правовых форм и ведомственной принадлежности по вопросам, относящимся к производству и (или) реализации товаров и оказанию услуг, а также заключению обязательств по установлению цен (тарифов) на продукцию, услуги на территории Тюменской области (преамбула, ст. ст. 2, 9, 10, 11, 12 Закона), т.е. для регулирования гражданско-правовых и ценовых отношений.

В документе, видимо, допущен пропуск текста: имеется в виду “...пункты “ж“ и “о“ статьи 71 Конституции РФ“.

Вопросы ценовой политики и гражданского законодательства относятся к исключительной компетенции Российской Федерации (п. п. “ж“ “о“ Конституции Российской Федерации).

В соответствии со ст. 3 ГК РФ гражданское законодательство состоит из настоящего Кодекса и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов.

Отношения, указанные в пунктах 1 и 2 статьи 2 настоящего Кодекса, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации. На основании и во исполнение настоящего Кодекса и иных законов, указов Президента РФ Правительство Российской Федерации вправе принимать постановления, содержащие нормы
гражданского права.

Из данной правовой нормы следует, что отношения, регулируемые гражданским законодательством, без прямого указания в федеральном законе, не могут регулироваться законом субъекта Российской Федерации.

Поскольку в Законе области “О ценовом соглашении“, как указано ранее, содержатся правовые нормы, регулирующие вопросы гражданского законодательства, то вывод суда о признании его противоречащим федеральному законодательству является правильным.

Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были проверены судом при разбирательстве дела и обоснованно по мотивам, изложенным в решении, отвергнуты, как не основанные на законе, и не подтверждены материалами дела.

На основании изложенного и руководствуясь п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 307 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

решение Тюменского областного суда от 20 ноября 2000 года оставить без изменения, кассационную жалобу Тюменской областной Думы - без удовлетворения.