Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2001 N ГКПИ2001-1873 В принятии заявления о признании недействительным п. 13 Разъяснений по вопросам порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, утв. письмом Министерства РФ по налогам и сборам от 14.08.2001 N ВБ-6-04/619, отказано в связи с неподсудностью заявленных требований, так как Верховный Суд РФ рассматривает по первой инстанции только дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, а оспариваемый акт не может считаться нормативным.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2001 г. N ГКПИ2001-1873

Судья Верховного Суда Российской Федерации Зайцев В.Ю., ознакомившись с заявлением О. о признании частично недействительным письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 14 августа 2001 г. N ВБ-6-04/619,

установил:

как видно из представленных материалов, О. просит признать недействительным п. 13 Разъяснений по вопросам порядка исчисления и уплаты налога на доходы физических лиц, утвержденных письмом Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 14 августа 2001 г. N ВБ-6-04/619.

Ознакомившись с материалами, нахожу, что данное заявление не подлежит принятию к производству Верховного Суда Российской Федерации по следующим основаниям.

Согласно ст. 116 ГПК РСФСР Верховный Суд
Российской Федерации рассматривает по первой инстанции дела об оспаривании нормативных актов федеральных министерств и ведомств, касающихся прав и свобод граждан.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в редакции от 11.02.99, утверждены Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации.

В соответствии с п. п. 2, 10, 11, 17, 19 названных Правил нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений. Издание нормативных правовых актов в виде писем и телеграмм не допускается. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителем федерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим его обязанности.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций, имеющие межведомственный характер, независимо от срока их действия, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, подлежат государственной регистрации.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, подлежат официальному опубликованию в установленном порядке, кроме актов или отдельных их положений, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера.

Копии актов, подлежащих официальному опубликованию, в течение дня после государственной регистрации направляются Министерством юстиции Российской Федерации в “Российскую газету“, в Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства “Юридическая литература“ Администрации Президента Российской Федерации, в научно-технический центр правовой информации “Система“ и в Институт законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации.

Федеральные органы
исполнительной власти направляют для исполнения нормативные правовые акты, подлежащие государственной регистрации, только после их регистрации и официального опубликования.

При нарушении указанных требований нормативные правовые акты, как не вступившие в силу, применяться не могут.

Обжалуемое заявителем письмо Министерства Российской Федерации по налогам и сборам не может считаться нормативным актом, предусмотренным вышеназванным Постановлением Правительства РФ, поскольку оно не зарегистрировано в Министерстве юстиции РФ, официально не опубликовано, подписано не руководителем федерального органа исполнительной власти.

При таких обстоятельствах оснований для принятия к производству Верховного Суда Российской Федерации заявления об оспаривании вышеназванного правового акта не имеется.

В силу ст. 114 ГПК РСФСР гражданские дела, подведомственные судам, за исключением дел, предусмотренных статьями 113, 114.1 - 116 данного Кодекса, рассматриваются районным судом.

Руководствуясь п. 7 ст. 129 ГПК РСФСР,

определил:

отказать О. в принятии заявления о признании частично недействительным письма Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 14 августа 2001 г. N ВБ-6-04/619 в связи с неподсудностью данного заявления Верховному Суду Российской Федерации.

Вернуть заявителю уплаченную им госпошлину в размере 10 руб. согласно квитанции от 29.11.2001.

Определение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней.