Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 19.12.2001 N 74-В01-18 В удовлетворении заявления о признании незаконными действий ЦИК Республики Саха (Якутия) по приему документов для регистрации кандидатов на должности Президента и вице-президента Республики Саха (Якутия), отмене постановлений ЦИК о регистрации кандидатов отказано, так как само по себе неправильное определение ЦИК Республики последнего дня представления документов не нарушает в данном случае прав других кандидатов и избирательных прав граждан.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 19 декабря 2001 года

Дело N 74-В01-18

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Колычевой Г.А.,

Горохова Б.А.

рассмотрела в судебном заседании 19 декабря 2001 года дело по протесту заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации С.Н. на решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2001 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Колычевой Г.А., объяснения представителя Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) К.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Власовой Т.А., полагавшей протест удовлетворить, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

М.Н. обратился в Верховный суд Республики Саха (Якутия) с заявлением о признании незаконными действий Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) по приему документов от кандидатов на должность Президента Республики Саха (Якутия) М.А., С.М., Н., от кандидатов на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) К.Н., К.И., Ч. и о признании недействительной регистрации вышеуказанных кандидатов.

В заявлении указал, что 24 октября 2001 года в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) уполномоченными представителями были переданы документы, в том числе подписные листы, для регистрации М.А., С.М., Н. кандидатами на должность Президента Республики Саха (Якутия) и документы для регистрации К.Н., К.И., Ч. кандидатами на должность вице-президента Республики Саха (Якутия). 29 октября 2001 года Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) вынесла постановления о регистрации вышеназванных кандидатов.

По мнению заявителя, Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия), приняв 24 октября 2001 года избирательные документы,
нарушила часть 13 статьи 32 Закона Республики Саха (Якутия) “О выборах Президента Республики Саха (Якутия)“, согласно которой подписные листы кандидатов на должность Президента Республики Саха (Якутия) передаются уполномоченными представителями до 18 часов, не позднее чем за 60 дней до дня выборов.

М.Н. считал, что поскольку выборы Президента Республики Саха (Якутия) назначены на 23 декабря 2001 года, то в соответствии с требованиями Закона днем “не позднее чем за 60 дней до дня выборов“ следует считать не 24, а 23 октября 2001 года. Следовательно, именно 23 октября 2001 года до 18 часов Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) должна была прекратить прием подписных листов кандидатов на должность Президента Республики Саха (Якутия) и документов на должность вице-президента Республики Саха (Якутия). В связи с тем, что избирательные документы указанных кандидатов поданы с нарушением предельного срока, установленного частью 13 статьи 32 Закона Республики Саха (Якутия) “О выборах Президента Республики Саха (Якутия)“, регистрация кандидатов произведена незаконно. Действия Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) нарушают его (М.Н.) конституционные права избирателя, так как ему предлагается голосовать за незаконно зарегистрированных кандидатов.

В судебном заседании М.Н. и вступивший в дело в качестве третьего лица Т. заявление поддержали.

Решением Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2001 года действия Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) по приему документов для регистрации кандидатами на должность Президента Республики Саха (Якутия) М.А., С.М., Н. и на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) К.Н., К.И., Ч. признаны незаконными; постановления Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) N 57/1-2, 57/4-2, 57/3-2 от 29 октября 2001 года о регистрации вышеназванных кандидатов отменены.

16
декабря 2001 года Н. подал в Центральную избирательную комиссию Республики Саха (Якутия) заявление о снятии своей кандидатуры на должность Президента Республики Саха (Якутия).

В связи с поступившим от Н. заявлением Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия) постановлением от 17 декабря 2001 года N 67/1-2 отменила регистрацию Н. кандидатом на должность Президента Республики Саха (Якутия) и Ч. кандидатом на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) и признала ранее вынесенное постановление N 57/4-2 от 29 октября 2001 года о регистрации указанных кандидатов утратившим силу.

В протесте заместителя Председателя Верховного Суда Российской Федерации ставится вопрос об отмене решения Верховного суда Республики Саха (Якутия) в части признания незаконными действий Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) по приему документов для регистрации кандидатами на должность Президента Республики Саха (Якутия) М.А. и С.М., на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) К.Н. и К.И., отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) N 57/1-2, 57/3-2 от 29 октября 2001 года о регистрации вышеназванных кандидатов.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит протест подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Как видно из материалов дела, в пункте 14 Календарного плана мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Саха (Якутия), утвержденного постановлением ЦИК Республики Саха (Якутия) от 6 сентября 2001 года N 50/3-2, последним днем подачи документов для регистрации кандидатов определен день 24 октября 2001 года.

Документы для регистрации кандидатов на должность Президента Республики Саха (Якутия) М.А., С.М. и на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) К.Н. и К.И. переданы уполномоченными представителями в ЦИК Республики Саха (Якутия) 24 октября 2001 года.

Таким образом, срок сдачи избирательных документов
соответствовал требованиям утвержденного на заседании ЦИК Республики Саха (Якутия) организационного плана по подготовке и проведению выборов. Указанный план был обнародован, направлен в законодательные, исполнительные органы власти, правоохранительные органы Республики Саха (Якутия), Центральную избирательную комиссию Российской Федерации, доведен до сведения общественных организаций, избирательных объединений, инициативных групп Республики Саха (Якутия).

Поскольку срок представления документов для регистрации кандидатов, утвержденный ЦИК Республики Саха (Якутия), был соблюден, а пропуску установленного законом срока представления документов способствовали действия самой избирательной комиссии, которая ввела в заблуждение всех участников избирательной кампании, поскольку не представлено доказательств тому, что по состоянию на 18 часов 23 октября 2001 года собрано недостаточное количество подписей избирателей в поддержку кандидатов на должность Президента Республики Саха (Якутия) М.А. и С.М., у суда не было оснований считать, что ЦИК Республики Саха (Якутия) должна была отказать в приеме документов от кандидатов в Президенты Республики Саха (Якутия) М.А. и С.М. и от кандидатов на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) К.Н. и К.И.

Также не было оснований и для признания регистрации этих кандидатов незаконной и отмены постановлений ЦИК Республики Саха (Якутия) N 57/1-2, 57/3-2, вынесенных 29 октября 2001 года.

Установленный Календарным планом мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Саха (Якутия) срок представления документов на регистрацию был обращен в равной мере ко всем кандидатам, а не только к тем, которые были названы М.Н. и Т.

С учетом указанных обстоятельств, само по себе неправильное определение ЦИК Республики Саха (Якутия) последнего дня представления документов не нарушает в данном случае прав других кандидатов и избирательных прав граждан.

В соответствии с частью 2 статьи 234 Гражданского процессуального кодекса
РСФСР заявление или жалоба на решение избирательной комиссии, комиссии референдума о регистрации, об отказе в регистрации кандидата (списка кандидатов), инициативной группы по проведению референдума, отмене регистрации кандидата (списка кандидатов) могут быть поданы в течение десяти дней с момента принятия соответствующего решения избирательной комиссией, комиссией референдума.

Постановления N 57/1-2, 57/3-2 о регистрации указанных выше кандидатов приняты Центральной избирательной комиссией Республики Саха (Якутия) 29 октября 2001 года. Заявление М.Н. подано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) 21 ноября 2001 года, то есть с нарушением установленного законом срока.

Предметом спора фактически является вопрос об обоснованности регистрации М.А. и С.М. кандидатами на должность Президента Республики Саха (Якутия) и соответственно обоснованности регистрации К.Н. и К.И. кандидатами на должность вице-президента Республики Саха (Якутия), а доводы заявителя о незаконности действий избирательной комиссии по приему документов по существу приводятся им в качестве основания для признания регистрации незаконной.

В связи с этим нельзя согласиться с утверждением суда о том, что заявление М.Н. могло быть подано в суд в течение 3 месяцев, как это определено частью 1 статьи 234 ГПК РСФСР, со дня, когда ему стало известно об указанных выше действиях ЦИК Республики Саха (Якутия).

Пропуск срока исковой давности без уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 329, 330 Гражданского процессуального кодекса РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

отменить решение Верховного суда Республики Саха (Якутия) от 29 ноября 2001 года в части признания незаконными действий Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) по приему документов для регистрации кандидатами на должность Президента Республики Саха (Якутия)
М.А. и С.М., на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) К.Н. и К.И., отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) N 57/1-2, 57/3-2 от 29 октября 2001 года о регистрации вышеназванных кандидатов.

Вынести новое решение об отказе М.Н. в удовлетворении заявления в части требований о признании незаконными действий Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) по приему документов для регистрации кандидатами на должность Президента Республики Саха (Якутия) М.А. и С.М., на должность вице-президента Республики Саха (Якутия) К.Н. и К.И., отмене постановлений Центральной избирательной комиссии Республики Саха (Якутия) N 57/1-2, 57/3-2 от 29 октября 2001 года о регистрации вышеназванных кандидатов.

Председательствующий

В.П.КНЫШЕВ

Судьи

Г.А.КОЛЫЧЕВА

Б.А.ГОРОХОВ