Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.08.2001 N 20-Г01-21 В удовлетворении заявления в части признания противоречащим федеральному законодательству Закона Республики Дагестан “О порядке отзыва главы местной администрации в Республике Дагестан“ от 11.02.1997 отказано правомерно, поскольку наличие данного Закона не исключает права предусмотреть в уставах муниципальных образований случаи отзыва населением должностных лиц муниципальной власти; заявление в другой части требований удовлетворено неправомерно, поскольку основания для признания ст. 1 данного Закона недействительной заявлены не были.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 августа 2001 года

Дело N 20-Г01-21

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Пирожкова В.Н.,

Маслова А.М.

рассмотрела в судебном заседании от 23 августа 2001 г. дело по протесту прокурора прокуратуры Республики Дагестан и кассационной жалобе Народного Собрания Республики Дагестан на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 9 апреля 2001 г.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Пирожкова В.Н., заключение прокурора прокуратуры РФ Гончаровой Н.Ю., поддержавшей доводы протеста, Судебная коллегия

установила:

прокурор Республики Дагестан обратился в суд с заявлением о признании Закона Республики Дагестан от 11 февраля 1997 г. “О порядке отзыва главы местной администрации в Республике Дагестан“ противоречащим Федеральному закону “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“.

По мнению прокурора, указанный Федеральный закон предоставляет субъекту Российской Федерации в своем законе предусмотреть возможность отзыва должностных лиц местного самоуправления. В то же время основания и порядок отзыва глав местных администраций должны определяться уставами муниципальных образований.

Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 9 апреля 2001 г. заявление прокурора удовлетворено частично. Признаны противоречащими Федеральному закону положения ст. 1 Закона Республики Дагестан “О порядке отзыва главы местной администрации в Республике Дагестан“, и отказано в удовлетворении заявления прокурора о признании этого Закона незаконным в целом.

В протесте прокурора прокуратуры Республики Дагестан указывается на незаконность решения в той части, в которой отказано в удовлетворении заявления. В кассационной жалобе Народного Собрания Республики Дагестан ставится вопрос об отмене
решения в части признания незаконными положений ст. 1 оспариваемого Закона Республики Дагестан.

Судебная коллегия, проверив материалы дела и обсудив доводы протеста и жалобы, приходит к следующему выводу.

Отказывая в удовлетворении заявления прокурора, суд правильно исходил из того, что в соответствии с п. “н“ ст. 72 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Федеральный закон “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ не содержит норм, предусматривающих основания и порядок отзыва выборных должностных лиц органов местного самоуправления. При таких обстоятельствах субъект Российской Федерации вправе осуществлять собственное регулирование.

Более того, пунктом 5 статьи 18 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“ предусмотрено, что в соответствии с законами субъектов Российской Федерации в уставах муниципальных образований может быть предусмотрена возможность отзыва населением выборного должностного лица органа местного самоуправления.

Таким образом, установление Законом Республики Дагестан “О порядке отзыва главы местной администрации в Республике Дагестан“ оснований и механизма реализации избирателями права на отзыв должностного лица органа местного самоуправления не противоречит Федеральному закону. Наличие данного Закона в Республике не лишает права органов местного самоуправления в соответствии с этим Законом в своих уставах предусматривать возможность отзыва населением должностных лиц органа местного самоуправления.

При таких обстоятельствах решение в той части, в которой отказано в удовлетворении заявления прокурора, является законным. Принимая решение в отношении ст. 1 Закона “О порядке отзыва главы местной администрации в Республике Дагестан“, устанавливающей основания отзыва главы местной администрации, суд исходил из того, что положения этой нормы противоречат ст. ст. 48 и 49 Федерального закона
“Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“. В то же время решение в этой части противоречит выводам суда о том, что субъект Российской Федерации по указанным в законе обстоятельствам вправе осуществлять собственное регулирование, в том числе и в части указания оснований отзыва глав местной администрации.

Кроме того, основания, по которым суд признал ст. 1 Закона противоречащей Федеральному закону, прокурором заявлены не были, в данном случае суд без достаточных оснований вошел в обсуждение и исследование этого вопроса по своей инициативе.

С учетом этого решение в части признания противоречащей Федеральному закону ст. 1 Закона “О порядке отзыва главы местной администрации в Республике Дагестан“ подлежит отмене с вынесением решения об отказе в удовлетворении требований в этой части.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РФ

определила:

отменить решение Верховного Суда Республики Дагестан от 9 апреля 2001 г. в части признания противоречащей Федеральному закону ст. 1 Закона Республики Дагестан от 11 февраля 1997 г. “О порядке отзыва главы местной администрации в Республике Дагестан“ и вынести новое решение об отказе в удовлетворении требований в этой части.

В остальной части решение оставить без изменения.