Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.04.2001 N 10-Г01-2 Заявление о признании недействительными п. п. 1, 2 и 3 распоряжения администрации Кировской области “О расчетах за энергию“ от 26.12.2000 N 1571 удовлетворено правомерно, поскольку оспариваемые положения правового акта противоречат федеральному законодательству.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 апреля 2001 года

Дело N 10-Г01-2

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Манохиной Г.В.,

судей Макарова Г.В.,

Еременко Т.И.

рассмотрела в судебном заседании от 23 апреля 2001 года дело по заявлению прокурора Кировской области о признании недействительным п. п. 1, 2 и 3 распоряжения администрации Кировской области N 1571 от 26 декабря 2000 года “О расчетах за энергию“ по кассационной жалобе администрации Кировской области на решение судебной коллегии по гражданским делам Кировского областного суда от 5 марта 2001 года.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Г.В. Манохиной, заключение прокурора Генеральной прокуратуры РФ М.М. Гермашевой, полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Кировской области обратился в суд с требованиями о признании недействительными пунктов 1, 2, 3 распоряжения администрации Кировской области, ссылаясь на то, что они противоречат федеральному законодательству. В п. 1 этого распоряжения главам администраций, районов и городов области предписано взять под личный контроль вопросы по расчетам за электрическую и тепловую энергию предприятий и организаций, расположенных на подведомственной территории, принять меры по оплате ими в полном объеме текущего потребления электро- и теплоэнергии и сокращению задолженности за используемую ранее энергию. Пунктами 2 и 3 в порядке исключения ОАО “Кировэнерго“ всем его филиалам предоставлено право использовать в 2001 году 100% средств, поступающих на расчетный счет, на выплату заработной платы, на оплату поставок твердого
топлива, газа, покупной электроэнергии, ремонтных работ, гашения ссуд, процентов по ним, обеспечение в Пенсионный фонд, другие внебюджетные фонды, возмещение других неотложных платежей. ОАО “Кировэнерго“ освобождено от уплаты пени за просрочку уплаты налогов в областной бюджет в 2001 году.

Представитель администрации Кировской области с заявлением прокурора не согласился, ссылаясь на то, что неудовлетворительное финансовое положение ОАО “Кировэнерго“, низкая денежная способность областных потребителей энергии вызвали необходимость издания оспариваемого распоряжения.

Судом постановлено вышеприведенное решение, об отмене которого просит в кассационной жалобе администрация Кировской области. Решение суда считает незаконным в связи с тем, что надежное и бесперебойное снабжение энергией населения и народного хозяйства области в течение ряда последних лет обеспечивается с помощью оспариваемых правовых норм.

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации, проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, не находит оснований к отмене решения суда.

Рассматривая данное дело, суд правильно определил юридически значимые обстоятельства по делу, дал подробный анализ законодательства, регулирующего поставленные в жалобе вопросы.

Судом установлено, что оспариваемые положения распоряжения администрации Кировской области N 1571 от 26.12.2000 “О расчетах за энергию“ противоречат федеральному законодательству.

Суд правильно исходил из того, что пункт 1 указанного распоряжения противоречит ст. ст. 5 и 6 Федерального закона “Об общих принципах организации местного самоуправления“ от 28 августа 1995 года и нарушает конституционный принцип самостоятельности органов местного самоуправления, возложив на глав районных и городских администраций обязанность по осуществлению личного контроля за расчетами за потребляемую электрическую и тепловую энергию предприятий и организаций, расположенных на подведомственной им территории.

Между тем в силу ст. 32 названного Федерального закона отношения органов местного самоуправления с предприятиями и организациями, не
находящимися в муниципальной собственности, но расположенными на территории муниципальных образований, строятся на основе договоров.

Пункт 2 распоряжения, устанавливающий порядок расходования ОАО “Кировэнерго“ в 2001 году поступающих на его расчетный счет денежных средств, суд правильно признал противоречащим установленному федеральным законодательством порядку и очередности списания денежных средств со счетов предприятий и организаций при недостаточности у них денежных средств для удовлетворения всех предъявленных к ним требований п. 2 ст. 855 ГК РФ и ст. 29 Федерального закона “О федеральном бюджете на 2001 год“.

Пункт 3 оспариваемого распоряжения, освобождающий ОАО “Кировэнерго“ от уплаты пени за просрочку уплаты налогов в областной бюджет в 2001 году, судом обоснованно признан противоречащим ст. 75 Налогового кодекса РФ, предусматривающей обязанность выплачивать пени за несвоевременную уплату причитающихся сумм налогов и сборов. При этом судом было учтено, что органы власти субъектов Российской Федерации не обладают правом освобождения налогоплательщиков от уплаты пени за несвоевременную уплату налогов.

Доводы жалобы не опровергают выводов суда о несоответствии оспариваемых положений распоряжения федеральному законодательству и не могут быть поводом к отмене решения суда.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 305, 311 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Кировского областного суда от 5 марта 2001 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Кировской области - без удовлетворения.