Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 23.11.2001 N 58-Г01-55 Заявление о признании недействительным постановления главы администрации Хабаровского края от 13.04.1999 N 164 (в ред. постановления от 29.09.1999 N 353) удовлетворено правомерно, так как правила о лицензировании деятельности по заготовке древесины могли быть приняты только Президентом РФ, Правительством РФ или такие полномочия должны быть делегированы ими другим федеральным органам государственной власти, но нормативных актов, передающих эти полномочия каким-либо иным органам государственной власти, не имеется.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 23 ноября 2001 года

Дело N 58-Г01-55

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего Кнышева В.П.,

судей Горохова Б.А.,

Харланова А.В.

рассмотрела в судебном заседании 23 ноября 2001 г. по кассационной жалобе администрации Хабаровского края на решение Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2001 г. дело по заявлению прокурора Хабаровского края о признании недействительным постановления главы администрации Хабаровского края от 13.04.1999 N 164 “О порядке лицензирования деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края“ (в редакции постановления главы администрации Хабаровского края от 29.09.1999 N 353 “О внесении изменений и дополнений во временное положение и состав комиссии по лицензированию деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края“).

Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Федотовой А.В., полагавшей решение суда оставить без изменения, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

установила:

прокурор Хабаровского края обратился в суд с заявлением о признании недействительным постановления главы администрации Хабаровского края от 13.04.1999 N 164 “О порядке лицензирования деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края“ (в редакции постановления главы администрации Хабаровского края от 29.09.1999 N 353 “О внесении изменений и дополнений во временное положение и состав комиссии по лицензированию деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края“), ссылаясь на то, что оспариваемый нормативный правовой акт главы администрации Хабаровского края принят вне пределов ведения
субъекта Российской Федерации, в противоречие с нормами Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

Решением Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2001 г. заявление прокурора было удовлетворено.

В кассационной жалобе администрации Хабаровского края поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального и процессуального права.

Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации оснований к отмене решения суда не усматривает.

Из материалов дела усматривается, что обжалуемым постановлением главы администрации Хабаровского края “О порядке лицензирования деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края“ утверждено Временное положение о порядке лицензирования деятельности по заготовке древесины в лесном фонде Хабаровского края.

Суд при рассмотрении дела правильно применил нормы материального права и пришел к правильному выводу о том, что указанное постановление принято вне пределов ведения субъекта Российской Федерации, с нарушением норм Конституции Российской Федерации и федерального законодательства.

В соответствии с п. п. “ж“ и “о“ ст. 71 Конституции Российской Федерации в исключительном ведении Российской Федерации находится установление правовых основ единого рынка и гражданское законодательство.

Лицензирование отдельных видов деятельности относится к гражданскому законодательству и направлено на обеспечение единой государственной политики в области экономики, в связи с чем установление правил лицензирования является прерогативой Российской Федерации.

Это подтверждается и ст. 46 Лесного кодекса РФ, согласно которой к полномочиям Российской Федерации в области использования, охраны, защиты и воспроизводства лесного фонда относятся: установление норм и правил пользования лесным фондом, установление видов платежей за пользование лесным фондом, а также минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую на корню, утверждение правил отпуска древесины на корню, рубок леса и т.д.

В силу ст. 81 Лесного кодекса РФ
деятельность по использованию лесного фонда подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Из п. 2 Постановления Правительства РФ от 11 апреля 2000 года “О лицензировании отдельных видов деятельности“ следует, что полномочия федеральных органов исполнительной власти по лицензированию конкретных видов деятельности определяются постановлениями Правительства РФ, утверждающими положения о лицензировании этих видов деятельности, если иное не установлено соответствующими федеральными законами, вступившими в силу до дня вступления в силу Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, а также указами Президента Российской Федерации.

Пунктом 4 данного Постановления Правительства РФ утвержден перечень видов деятельности, лицензирование которых осуществляется органами исполнительной власти субъектов РФ и федеральных органов исполнительной власти, разрабатывающих проекты положений о лицензировании этих видов деятельности.

Лицензирование деятельности по заготовке древесины в этот перечень не входит.

Правительством РФ на время рассмотрения дела в суде не принято положение о лицензировании деятельности по заготовке древесины. Такие полномочия не делегированы субъектам Российской Федерации, поэтому суд правильно пришел к выводу о том, что администрация Хабаровского края не имела законных оснований для разработки и утверждения такого положения.

Поскольку в п. 2 ст. 1 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности“, который был принят 16.09.98, указано, что он не распространяется на деятельность по охране окружающей среды, а также связанную с использованием природных ресурсов, суд правильно указал в решении на то, что правила (положения) о лицензировании деятельности по заготовке древесины могли быть приняты только Президентом РФ, Правительством РФ или же такие полномочия должны быть делегированы ими другим федеральным органам государственной власти.

Применительно к данному делу ни Президент РФ, ни Правительство РФ таких правил не утвердили и никаких нормативных
актов, свидетельствующих о том, что они делегировали полномочия по разработке и утверждению правил по заготовке леса каким-либо иным органам государственной власти, не имеется.

В ст. 51 Лесного кодекса РФ указано на то, что Правительство РФ может осуществлять государственное управление в области использования лесного фонда через уполномоченные им федеральные органы исполнительной власти.

В тексте документа, видимо, допущена опечатка: имеется в виду подпункт 6 пункта 6 Положения о Министерстве природных ресурсов Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 25.09.2000 N 726, а не подпункт “б“ пункта 6.

Однако в положениях “О федеральной службе лесного хозяйства России“ (пп. 30 п. 7) и “О министерстве природных ресурсов Российской Федерации“ (пп. “б“ п. 6) указано, что эти ведомства осуществляют лицензирование деятельности, связанной с лесопользованием, в соответствии с законодательством Российской Федерации. Из этого следует вывод о том, что федеральные органы управления лесным хозяйством могут решать вопросы лицензирования только на основании нормативного акта о лицензировании (закон, указ Президента РФ, постановление Правительства РФ).

При таких обстоятельствах ссылка администрации Хабаровского края на то, что вопросы природопользования находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а потому администрация области имела право принимать положение о лицензировании деятельности по заготовке древесины, несостоятельна.

Кроме того, согласно п. 1 ст. 8 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации гарантируется единство экономического пространства, свободное перемещение услуг и товаров, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. Лицензирование отдельных видов деятельности является ограничением этого права и в силу ст. 55 Конституции Российской Федерации может вводиться только на основании федерального законодательств.

На основании п. 1 ст. 305, ст. ст. 306, 311 ГПК РСФСР Судебная коллегия
по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

определила:

решение Хабаровского краевого суда от 19 сентября 2001 г. оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Хабаровского края - без удовлетворения.