Решения и определения судов

Определение Верховного Суда РФ от 25.09.2001 N КАС01-342 Об оставлении без изменения решения Верховного Суда РФ от 01.08.2001, которым частично удовлетворено заявление о признании недействительными и не порождающими правовых последствий пунктов 1 и 15 Положения о государственных морских лоцманах, утв. приказом Министерства Морского Флота СССР от 26.04.1973 N 74.

ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

от 25 сентября 2001 г. N КАС01-342

Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего: Федина А.И.

членов коллегии: Пирожкова В.Н.

Петроченкова А.Я.

с участием прокурора: Белан М.Г.

рассмотрела в открытом судебном заседании от 25 сентября 2001 г. гражданское дело по жалобе Международной общественной организации “Ассоциация морских лоцманов России“ на приказ Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 “Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах“ по кассационной жалобе Министерства транспорта РФ на решение Верховного Суда РФ от 1 августа 2001 года, которым жалоба удовлетворена частично: признаны недействительными пункты 1 и 15 Положения.

Заслушав доклад судьи Верховного Суда РФ Федина А.И.,
объяснения представителей заявителя М. и Е., возражавших против удовлетворения кассационной жалобы, выслушав представителей Министерства транспорта РФ А., поддержавшего доводы кассационной жалобы, заслушав заключение прокурора Белан М.Г., полагавшей жалобу Министерства транспорта РФ необоснованной, Кассационная коллегия

установила:

Международная общественная организация “Ассоциация морских лоцманов России“ обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании незаконным приказа Морфлота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 “Об утверждении Положения о государственных морских лоцманах“, ссылаясь на то, что Положение противоречит действующему законодательству и нарушает законные права и интересы морских лоцманов, не работающих в лоцманской службе государственных организаций.

Верховный Суд РФ постановил приведенное выше решение.

В кассационной жалобе Министерство транспорта РФ ставит вопрос об отмене судебного решения, ссылаясь на ошибочность выводов суда о незаконности пунктов 1 и 15 Положения.

Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Кассационная коллегия не находит оснований к отмене судебного решения.

Как следует из материалов дела, приказом Министерства морского флота СССР от 26 апреля 1973 г. N 74 утверждено, согласованное с Минобороны СССР и Минрыбхозом СССР Положение о государственных морских лоцманах.

С 1 мая 1999 г. на территории Российской Федерации введен в действие Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации (КТМ РФ).

Согласно п. 4 ст. 428 КТМ РФ впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, регулирующих отношения в области торгового мореплавания и действующих на территории Российской Федерации, в соответствии с настоящим Кодексом законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также акты законодательства Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и в порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации, применяются постольку, поскольку они не противоречат КТМ
России.

Суд первой инстанции, разрешая возникший спор пришел к правильному выводу о том, что оспоренные заявителем пункты 1 и 15 Положения (нормативного акта СССР) стали противоречить введенному в действие с 1 мая 1999 года Кодексу торгового мореплавания РФ.

Глава VI КТМ РФ регулирует отношения лоцманской проводки судов, взаимоотношения лоцмана и капитана судна, ответственность за ненадлежащую лоцманскую проводку судна, лоцманский сбор.

В силу абзаца 2 п. 1 ст. 87 КТМ РФ морскими лоцманами являются граждане Российской Федерации, удовлетворяющие требованиям положения о морских лоцманах, утвержденного федеральным органом исполнительной власти в области транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обороны и федеральным органом исполнительной власти в области рыболовства.

В силу п. 2 ст. 87 КТМ РФ лоцман является работником лоцманской службы государственной организации. Между тем абзацем 2 п. 2 ст. 87 КТМ РФ допускается создание негосударственных организаций по лоцманской проводке судов с учетом особенностей, определяемых постановлением Правительства Российской Федерации и требований, установленных КТМ РФ и иными правовыми актами Российской Федерации.

Перечень портов, в которых допускается деятельность негосударственных организаций по лоцманской проводке судов, устанавливается Правительством Российской Федерации.

О праве создания и деятельности негосударственных организаций по лоцманской проводке судов говорится и в ст. 88 КТМ РФ, согласно которой:

Статья 88 Государственный надзор за деятельностью организаций, осуществляющих лоцманскую проводку судов

1. Государственный надзор за деятельностью лоцманских служб государственных организаций и за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов в пределах своей компетенции осуществляют федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства.

2. В порядке осуществления государственного надзора за деятельностью негосударственных организаций по лоцманской проводке судов
соответственно федеральный орган исполнительной власти в области транспорта и федеральный орган исполнительной власти в области рыболовства вправе принимать решение:

об осуществлении обязательной лоцманской проводки судов лоцманами таких организаций в соответствующем районе и о ее объеме;

о прекращении деятельности таких организаций, не отвечающих требованиям к их оснащенности, численности и квалификации их работников для определенных статьей 86 настоящего Кодекса целей лоцманской проводки судов.

При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что требования п. 1 Положения о государственных морских лоцманах, в соответствии с которым проводка судов на подходах к морским портам, в пределах вод этих портов, между портами, а также в районах затрудненных для плавания, независимо от флага и ведомственной принадлежности судна, осуществляется исключительно государственными морскими лоцманами, а требование п. 15 Положения, содержащее запрет судну осуществлять плавание без государственного морского лоцмана в районах обязательной лоцманской проводки - не соответствуют положениям ст. 87 (а также и ст. 88) КТМ РФ.

Действие (применение) оспоренного акта СССР при таком положении приводит к нарушению прав и законных интересов граждан, не состоящих на службе в государственной организации по лоцманской проводке судов, но желающих участвовать в такой работе (при определенных условиях) по проводке судов в качестве лоцманов.

Заявитель по данному делу представляет интересы лоцманов негосударственных организаций.

Довод в кассационной жалобе о том, что Верховный Суд РФ при разрешении данного спора дал неправильное толкование ст. 87 КТМ РФ, ни на чем не основан и опровергается самим содержанием этой статьи, а также статьи 88 КТМ РФ, приведенными выше и не исключающими создание и деятельность наряду с государственными организациями лоцманской службы также и
негосударственные организации по лоцманской проводке судов.

Ссылка в кассационной жалобе на пропуск заявителем срока на обжалование Положения несостоятельна, поскольку на требование об оспаривании нормативного правового акта (действующего) исковая давность не распространяется.

В кассационной жалобе также утверждается, что оспоренное Положение регулирует вопросы деятельности лишь государственных лоцманов.

Однако в этом же акте в противоречии с требованиями закона содержится указание на то, что проводка судов на подходах к морским портам (и т.д.) может осуществляться исключительно государственными морскими лоцманами, т.е. в принципе запрещающее участие лоцманов негосударственных организаций принимать участие в осуществлении такой деятельности.

Оспоренные предписания Положения, содержащиеся в других его пунктах суд признал соответствующими закону.

В этой части решение суда в кассационном порядке не обжалуется.

С учетом изложенного кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.

Руководствуясь ст. 305 ГПК РСФСР, Кассационная коллегия

определила:

решение Верховного Суда Российской Федерации от 1 августа 2001 года оставить без изменения, а кассационную жалобу Министерства транспорта РФ - без удовлетворения.

Председательствующий

А.И.ФЕДИН

Члены коллегии

В.Н.ПИРОЖКОВ

А.Я.ПЕТРОЧЕНКОВ